февраля 12, 2009

Административные реформы первой четверти XVIII в. были направлены на организацию усовершенствованного бюрократического аппарата. Они были тесно связаны с другими реформами этого времени и в целом содействовали утверждению абсолютизма со всеми его атрибутами (неограниченная власть монарха вплоть до назначения наследника престола, регулярная армия, карательные органы — полиция, Преображенский приказ, Тайная канцелярия и др.) как формы господства дворянства при наличии нарождавшейся буржуазии.
Мероприятия дворянского правительства в области управления преследовали цель — укрепление и развитие феодально-крепостнического базиса и проявлялись прежде всего в защите дворянской собственности на землю. Однако эту политику стоявший у власти класс русского дворянства не мог уже осуществлять без учета известной экономической и политической   значимости   нарождавшейся   буржуазии, так   как   дальнейшее укрепление дворянского государства было возможно лишь при условии развития производительных сил, национальной крупной промышленности, в частности оборонной, внутренней и внешней торговли. Известный компромисс между дворянством и нарождавшейся буржуазией предполагал полное сохранение реальной власти в руках феодалов.
Существенной особенностью созданного к началу второй четверти XVIII в. государственного аппарата управления являлся его бюрократический характер. Личный состав всех учреждений как центральных, так и местных, назначался сверху, а обязанности и ответственность чиновничьего аппарата регламентировались законом. Все государственные должности были поставлены в штат и предусматривали выдачу определенного жалованья. Чиновниками во всех отраслях государственного управления   (кроме органов городского самоуправления)   были дворяне.
Бюрократизация государственного управления составляет основное отличие абсолютизма XVIII в. от монархии XVII в., на что указывал В. И. Ленин: «Монархия XVII века с боярской думой не похожа на чинов-ничьи-дворянскую монархию XVIII века» . Бюрократическая система во второй четверти XVIII в. продолжала крепнуть, оставаясь устойчивой и при переходах власти от одной группы феодалов к другой.
Схема органов государственного управления, установившаяся к началу второй четверти XVIII в., представляется в следующем виде.
Во главе государства стоял император — абсолютный монарх, неограниченная власть которого идеологически была обоснована при Петре I Ф. Прокоповичем («Правда боли монаршей») 2 и закреплена законодательством («Воинский устав», «Духовный регламент»).
Высшим правительственным учреждением, непосредственно подчиненным императору, являлся Сенат — административный и распорядительный орган, руководивший деятельностью всех государственных учреждений. Функции центральных органов управления выполняли коллегии. Внешнюю функцию государства осуществляли коллегии Иностранных дел и отчасти Военная и Адмиралтейская. Вопросами хозяйственной жизни страны и осуществлением экономической политики правительства ведали Коммерц-, Берг-, Мануфактур-, Камер-коллегии и Штатс-контора. Социальная политика и осуществление внутренней, главной функции дворянского государства проводились Военной и Юстиц-коллегиями, отчасти Вотчинной коллегией, а по делам торгово-ремесленного населения городов — Главным магистратом.
Многочисленные областные учреждения, созданные по реформе 1719—1722 гг., не были еще приведены к единству, а само местное управление не было последовательно централизовано. Основной административно-территориальной единицей являлась провинция, территория которой делилась на дистрикты. Во главе управления провинцией находился непосредственно сносившийся с центром воевода, а во главе дистрикта -земский комиссар. Финансовым управлением провинции ведала контора камерирских дел во главе с камериром и казначейство с рентмейстером. При имевшихся в некоторых провинциях хлебных магазинах были провиантмейстеры. Для управления специальными видами дел в провинциях существовали канцелярии и конторы: рекрутских дел, розыскных дел и другие, кроме того — магистраты, ратуши, таможенные и кабацкие избы, кружечные дворы. В некоторых городах были надворные суды, в других — провинциальные (воевода с асессорами), в третьих—судебные комиссары. В провинции имелись также органы специального управлепия — духовного и дворцового. Контроль над деятельностью этих учреждении осуществляли провинциал-фискалы и фискалы от шляхетства и купечества, а над деятельностью надворных судов — прокуроры. Несмотря на самостоятельность провинций, губернское деление сохранялось, и воеводы в отдельных вопросах (военных, судебных) подчинялись губернатору.
Содержание обширного бюрократического аппарата и армии требовало громадных по тому времени средств, собиравшихся с податного населения и прежде всего — с крепостного крестьянства.
На протяжении второй четверти XVIII в. в центральном и местном управлении происходили значительные изменения. Их целью было даль нейшее укрепление централизованной власти.

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ