февраля 12, 2009

Кульминационной точкой роста могущества Кабинета являлся указ 9 июня 1735 г. 2, ставивший знак равенства между подписью трех кабинет-министров и государыней. Этот указ превращал Кабинет из совещательного органа при императрице в верховное учреждение в государстве. Деятельность иностранцев стала несколько стесняться в связи с включением в апреле 1738 г. в состав Кабинета энергичного и умного Артемия Петровича  Волынского.
Волынский, заняв видное место в Кабинете, стремился упорядочить распределение дел в нем, подчинить контролю Кабинета три первые коллегии и ввести в противовес иноземцам русских сенаторов в состав Кабинета. Волынский много работал над государственным бюджетом, горными и соляными делами; при его участии был составлеп новый горный устав 1739 г. Волынский требовал уменьшения армии и осуя^дал деятельность Б. X. Миниха в русско-турецкой войне 1735—1739 гг.
Для усиления русского влияния Волынский все чаще организовывал совместные заседания Кабинета с Сенатом. При восстановлении в 1738 г. института прокуратуры он провел на должность обер-прокурора Сената Ф. И. Соймонова, человека большого ума и образования, своего единомышленника в переустройстве русской администрации.
Энергичная деятельность Волынского по улучшению русской администрации, а в первое время и поддержка его Бироном, стремившимся сделать   из   Волынского   своего   сторонника,   привели   к росту   влияния последнего. Он становится постоянным докладчиком у императрицы по кабинетским делам. Но начатая Волынским борьба против антирусской политики иноземцев свела его со сцены, а вместе с ним и его начинания. Вместо Волынского кабинет-министром был назначен А. П. Бестужев-Рюмин, брат бывшего фаворита Анны Ивановны. Вплоть до возведения на престол Елизаветы Петровны Кабинет продолжал находиться под влиянием Бирона, Миниха и Остер-мана. После «дворцового переворота» 1741 г. Кабинет был ликвидирован, Сенату были возвращены все права. В новый состав Сената вошли сторонники императрицы    Елизаветы,
представители русского дворянства. Одновременно был восстановлен институт прокуратуры.
Таким образом, Сенат снова возглавил управление государством. Законодательное значение Сената в это время было очень велико. Достаточно указать, что четыре пятых законодательных актов, опубликованных за 1740—1762 гг., составляют указы Сената2, а одна пятая именных указов также составлялась в Сенате и утверждалась по его рассмотрении.
С первых же шагов деятельности Сената была усилена централизация управления, упорядочены штаты коллегий и канцелярий, сокращены многие конторы и комиссии, дела которых были распределены между Сенатом и коллегиями. В своей деятельности Сенат стоял на страже интересов господствующего класса.
Вопросы, связанные с землевладением и владением крепостными, развитием  торговли  и   промышленности,   комплектованием  состава учреждений, назначением на должности и движением по службе, разрешались в интересах крепостников и лишь попутно учитывались интересы нарождавшейся буржуазии. Целый ряд мероприятий Сената был направлен на укрепление землевладельческих прав дворянства, на обеспечение своевременного внесения податей крестьянами, на усиление полицейского порядка. К середине XVIII в. назревает мысль о привлечении провинциального дворянства к местному управлению и об организации дворянских обществ на местах. В области промышленности и торговли Сенат также старался обеспечить участие и привилегии дворянства.
Однако и в это время при императрице Елизавете существовал неоформленный совет, состоявший из особо доверенных лиц — братьев Шуваловых и Воронцовых, Алексея Разумовского и А. П. Бестужева-Рюмина, пользовавшихся своим положением при дворе.
История высших органов власти, действовавших во второй четверти XVIII в., обнаруживает значительные изменения, производившиеся в основном в целях укрепления диктатуры дворянства. Однако на характере этих изменений, организационных формах и компетенции верховных органов власти сказывалась та борьба за власть, которая происходила внутри правящего класса. Так, положение, права и объем власти Сената менялись во второй четверти XVIII в. в зависимости от того, какая группа феодалов в данный момент оказывалась победительницей.
Потребность в более узком доверенном органе власти была причиной возникновения Верховного тайного совета и Кабинета министров, которые должны были обеспечивать большее единство всех звеньев государственного аппарата с верховной властью и более оперативно разрешать классовые задачи чиновничье-дворянского государства. Эти верховные органы, создаваемые при государях с совещательными функциями, фактически (как Верховный тайный совет) и даже юридически (как Кабинет с 1735 г.), в силу слабости самих представителей престола, получали прерогативы верховной власти. При этом естественно ограничивались законосовещательные и распорядительные функции Сената. Однако последний и в это время (1726—1741) продолжал оставаться центром гражданской администрации и руководил текущей деятельностью всех звеньев государственного аппарата управления. Даже засилье иностранцев в период «бироновщины» не могло поколебать этого значения Сената.
С 1741 г. права Сената были полностью восстановлены, хотя и в это время деятельность Сената определялась указаниями правительства, составляющего неофициальный совет при 'императрице.
Централизация управления сопровождалась дальнейшей бюрократизацией его состава и отчасти усилением личного начала в управлении, в противовес коллегиальности.
При рассмотрении деятельности высших учреждений в системе государственного управления нужно остановиться и на положении Синода в это время.
Абсолютизм не мог обойтись без церкви, но чиновничье-дворянское правительство нуждалось б такой организации церковного управления, при которой церковь превращалась в «служанку» абсолютизма и обеспечивала безоговорочную поддержку мероприятий правительства по линии лолитической и экономической.
На протяжении первой четверти XVIII в. была сломлена известная независимость церкви от светской власти. Патриаршество было уничтожено, «черное» духовенство разгромлено, а управление колоссальными недвижимыми богатствами церкви передано светскому органу — Монастырскому приказу. Церковное управление находилось в зависимости от Сената, и образование в 1721 г. Синода (несмотря на юридически признанное равенство их) не изменило этого положения.

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ