февраля 12, 2009

Адмиралтейская коллегия была призвана руководить строительством кораблей, их вооружением, сооружением портов и гаваней, комплектованием личного состава и подготовкой кадров русских морских офицеров. По реформе 1722 г., она также была поставлена выше других коллегий, а с организацией Верховного тайного совета, когда ее президент — генерал-адмирал Ф. Апраксин стал членом Верховного тайного совета, она фактически стала независимой от Сената 1.
Структура Адмиралтейской коллегии по регламенту 1722 г. была очень сложной. Она ведала не только военным управлением флота, но и всем вспомогательным обширным хозяйством. Все морское управление было разделено на 10 контор 2.
Сложность управления усугублялась наличием большого количества иностранцев б коллегии (К. И. Крюйс, адмирал М. И. Змаевпч, контрадмирал П. П. Бредаль и др.), часто не знавших ни русского языка, ни русских законов.
При таком руководстве коллегией, при наличии большого количества подведомственных учреждений и медлительности в делопроизводстве имели место постоянные злоупотребления. Плачевное во второй четверти XVIII в. состояние флота, корабли которого гнили на приколах, заставило правительство принять меры по улучшению содержания военных кораблей и лучшему устройству самой коллегии; специально организованная в 1732 г. «Военно-морская комиссия» в составе адмиралов и вице-адмиралов (А. И. Остермана, Н. А. Сенявина, Н. Ф. Головина, П. П. Бредаля и И. И. Дмитриева-Мамонова) предложила в целях упрощения структуры коллегии слить шесть контор в одну комиссариатскую. Из старых контор были сохранены кораблестроительная и адмиралтейская. Вновь учреждались две конторы: одна экипажная, ведавшая всеми магазинами, приходом и расходом материалов и мастеровыми людьми, «принадлежащими до такелажа и экипажа», и другая, которая должна была ведать «Академию, фабрики и заводы, и содержание оных в добром порядке». Таким образом, структура коллегии была сведена к пяти конторам. Эти предложения комиссии были утверждены 21 августа 1732 г. 3
Было также обращено внимание и на подготовку кадров. Неудовлетворительное руководство Синодом цифирными школами в губерниях (переданных ей от Адмиралтейства по указу 31 октября 1726 г.) привело к передаче их в 1731 г. Адмиралтейской коллегии. Одновременно был расширен состав адмиралтейских школ. Он предусматривал доведение количества учащихся в мирное время в Москве до 100 чел. и в Петербурге до 150 .Государственные финансы в середине 1720 г. находились в ведении двух коллегий — Камер- и Штатс-коллегий; первая ведала доходами, вторая — расходами.
Дефицит государственного бюджета и разорение налогоплательщиков, как следствие жесточайшей эксплуатации крестьянства, а также злоупотреблений при сборе налогов, приводили к различным мероприятиям по реорганизации финансового управления, не носивших систематического характера.
Указом 15 июля 1726 г. ] Штатс-контора сливалась с Камер-коллегией, ибо, по выражению указа, «одни деньги в двух руках содержатся». Объединение коллегий привело к слиянию соответствующих местных учреждений, «понеже в каждой провинции вместо одной конторы две, а делают одно».
Одновременно была расширена компетенция Камер-коллегии: ей был передан сбор подушной подати, осуществлявшийся на местах комиссарами, а также другие общегосударственные поступления, ранее находившиеся вне ее ведомства,— соляной сбор, лифляндские таможенные пошлины >и др. 2 Таким образом, государственные финансы были в известной мере централизованы.
Для борьбы с финансовыми злоупотреблениями в 1725 г. была восстановлена Ревизион-коллегия 3. Но под злоупотреблениями подразумевались такие действия чиновников, как взяточничество, казнокрадство, а не основное зло — вымогательства при выколачивании податей с населения. Напротив, в целях еще большего усовершенствования этой системы вводится новое учреждение — Доимочная канцелярия или Доимочный приказ специально для «правежа доимок» 4.
Важное значение в абсолютистском государстве имела Канцелярия конфискации, находившаяся в ведомстве Камер-коллегии. Она была учреждена в 1729 г. специально для заведования недвижимыми имуществами, вымороченными и конфискованными. Канцелярия развернула свою деятельность в 30-х годах XVIII в., когда увеличилось количество дел и лиц, преследуемых за выступления против политики правительства. Расширение масштаба деятельности потребовало открытия в Москве конторы Канцелярии конфискации.
Таким образом, частичные изменения в сфере финансового управления преследовали   две  цели: усовершенствование  аппарата по сбору средств с податного  населения независимо  от степени его платежеспособности и отчасти сокращение расходов по содержанию финансовых учреждений.
В тесной связи с мерами по изысканию средств для укрепления дворянского государства стоял вопрос об управлении промышленностью и торговлей, так как значение их развития для дальнейшего укрепления абсолютистского государства осознавалось уже давно. Промышленность и торговля в первой четверти XVIII в. находились в управлении трех коллегий — Коммерц, Берг и Мануфактур; во второй четверти XVIII в. эти коллегии претерпевают существенные изменения, часто далеко не в интересах русской экономики.
Под влиянием отчасти домогательств иностранцев, отчасти сильнейших финансовых затруднений, правительство 20—30-х годов XVIII в. оказывало особое покровительство внешней торговле 1. Практически это выразилось в соответствующей оценке значения трех коллегий: Коммерц-колле-гия признавалась основной и наиболее важной; две другие рассматривались как не имевшие самостоятельного значения, а поэтому были присоединены к первой.

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ