февраля 12, 2009

Сложная система областной администрации, установленная в результате реформы 1719—1722 г., имела ряд недостатков. Сущность их сводилась не столько к многочисленности учреждений, сколько к тому, что областные учреждения с точки зрения интересов господствующего класса неудовлетворительно выполняли свои функции. Областные учреждения не были приведены к единству, не были централизованы. Особенно страдало от этого финансовое управление: камериры и начальники дистриктов — земские комиссары подчинялись и Камер-коллегии, и воеводам, и губернатору; рентмейстеры в свою очередь — Штате-конторе, камерирам и воеводам.
Воеводы были по существу независимы от губернатора и сносились непосредственно с центральным управлением. Передача сбора подушных денег земским комиссарам лишила камериров, рентмейстеров и дистрикт-ных комиссаров, т. е. специальных финансовых чиновников, их основной обязанности; за ними сохранялись лишь таможенные, кабацкие и канцелярские сборы; причем во многих городах таможенные сборы были возложены на магистраты. На местах рядом с гражданской администрацией существовала военная, более могущественная и более тесно связанная с местным дворянством. Пользуясь большим доверием правительства, военная администрация фактически распоряжалась гражданской и контролировала ее деятельность.
После некоторых частичных изменений, внесенных тремя указами (9 января, 24 февраля и 15 марта), в 1727 г. были осуществлены большие перемены в системе местного управления . В провинциях и городах восстанавливалась единоличная власть воевод, подчиненных в свою очередь полновластным губернаторам. Вместе с этим отменялись надворные суды, переписные канцелярии, специальные финансовые органы, фискалы, и ограничивались функции выборных комиссаров. Таким образом, вся власть на местах соединялась в одном лице: в провинции это был воевода, в губернии — губернатор.
Областная реформа 1727 г. была завершена изданием наказа губернатору и воеводе , служившего для них руководством в их практической деятельности.
Наказ устанавливал трехстепенное административно-территориальное деление. Основной административной единицей являлась губерния. Она слагалась из провинций, а последние в свою очередь подразделялись на уезды. Вся власть в губернии была впервые строго централизована. Вое-воды приписных городов подчинялись городовым воеводам, городовые — провинциальным, а последние — губернатору (п. 5, 6). Все отрасли управления по губернии (администрация, финансы, суд, военное дело) были сосредоточены в руках губернатора и его канцелярии. Все должностные лица и учреждения были поставлены под его непосредственный контроль, и никто не имел права сноситься с центральной властью помимо губернатора.
Торгово-промышленное население посадов вместе с магистратами было также подчинено коронной администрации (п. 10). Соответственно устанавливались три судебные инстанции: воевода, губернатор и Юстиц-коллегия. Губернатор являлся апелляционной инстанцией на решения воевод; действия губернатора могли обжаловаться в Сенат.
Наказ обращал особое внимание губернаторов и воевод на борьбу с антифеодальными движениями, на преследование беглых крестьян, а также «шатающихся по улицам» (п. 47), т. е. на деклассированный элемент, выброшенный на улицу. Чиновной бюрократии предлагалось «смотреть и проведывать накрепко, чтобы в городах и уездах разбойников и воров не было»; пойманным надлежало «учинить скорый розыск и экзекуцию», чтобы другим неповадно было. Наказ предусматривал случаи, когда могут явиться «разбойничьи собрания многолюдством»; в таких случаях губернатор обязывался посылать в помощь воеводе военные силы (п. 15). Губернатору предоставлялось право утверждать смертные приговоры (п. 16).
Административные функции на селе должны были выполнять старосты, сотские и десятские, выбиравшиеся крестьянским «миром», но подчинявшиеся уездной администрации.
Кроме охраны безопасности и поддержания «порядка» в интересах господствующего класса, одной из основных обязанностей местной администрации являлся неуклонный сбор налогов. Их сбор возлагался на выборных земских комиссаров, превращавшихся в агентов воевод по сбору подушной подати. Но и этого оказалось недостаточно. В 1736 г. подушный сбор был передан воеводским канцеляриям и осуществлялся офицером, который являлся заместителем воеводы 1.
Реформа областного управления сделала органы местного управления более действенным орудием классового господства дворянства. В этом нужно видеть причину того, что установленная в 1727 г. система местного управления, несмотря на свои недостатки, без значительных изменений просуществовала свыше полувека — до 80-х годов XVIII в.
Исполнительными органами,   через   которые   губернаторы и воеводы осуществляли управление административными округами, являлись кан целярии; в них были   сосредоточены  дела   всех   упраздненных в 1726-1727 гг. местных учреждений.
Канцелярии являлись мощным орудием власти губернаторов и воевод. В их ведении находилась непосредственная охрана интересов господствующего класса, а именно: подавление на местах крестьянских волнений, борьба с нарушителями «порядка», т. е. полицейские меры, а также набор рекрут и сбор налогов, отправление суда. На них же возлагались противо пожарные и санитарные мероприятия.
Губернские и провинциальные канцелярии были завалены делами по сыску беглых и возвращению их на место жительства. В них же происходила регистрация купли и продажи крестьян и дворовых, регистрация отпусков на заработки и др. Много времени у областной администрация отнимало отправление военных дел. Она систематически занималась делами о рекрутах, сборами лошадей, выполнением различных требова ний Военной коллегии, обеспечивала снабжением проходящие через губернию воинские части, определяла солдат на постой и т. п.
Несмотря на большой объем работы, штаты канцелярий второй четверти XVIII в. в целях экономии средств были значительно уменьшены по сравнению с аналогичными учреждениями предшествующего временя. Так, если в 1717 г. в Московской губернской канцелярии числилось одних подьячих 426, то по штатам 1732 г. их сохранилось только 128, а фактически было только 32 2. При этом условии местная администрация с трудом и формально выполняла свои многочисленные обязанности. Коллегии имели право штрафовать губернаторов, а те — воевод, но и это скорее не помогало, а мешало делу.

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ