февраля 12, 2009

Со времени Северной войны Россия стала великой морской державой. Был создан мощный флот, который имел в своем составе: 34 линейных корабля 2, 15 фрегатов 3, 77 галер 4 и 26 кораблей других классов; личный состав доходил до 27 тыс. чел.5
Во второй четверти XVIII в. положение изменилось. В правящих кругах стало господствовать мнение, что Россия является великим сухопутным государством, для которого флот имеет второстепенное значение.
Имели значение также финансовые затруднения. В результате были уменьшены ассигнования на флот, и за время с 1725 по 1741 г. строительство новых судов значительно сократилось; имеющиеся суда не всегда поддерживались в должном состоянии, верфи были почти заброшены. Грозный русский флот, стоявший в конце первой четверти XVIII в. на одном из первых мест в мире, стал приходить в упадок. За годы царствования Екатерины I (1725—1727) было построено только несколько новых кораблей и до 80 галер, а в следующие годы из соображений экономии было даже запрещено направлять корабли в далекие плавания.
Особенно тяжелым для флота был период господства иностранцев-временщиков, которое не только задерживало движение вперед, но и грозило разрушением того, что с огромным трудом было создано во всех отраслях народнохозяйственной   жизни страны, в том числе   и во флоте.
Организованная в 1732 г. «Воинская морская комиссия» сделала очень мало для укрепления флота. По представлению комиссии, Сенат установил в 1732 г. численность флота в 27 линейных кораблей, 6 фрегатов, 2 прама 1, 3 бомбардирских судна 2 и 8 пакетботов 3. Таким образом, за короткое время, с 1725 по 1732 г., численность русского флота заметно уменьшилась4. В дальнейшем положение еще более ухудшилось: к началу 40-х годов XVIII в. русский флот имел годных для плавания около 20 линейных кораблей, 14 фрегатов и 40 кораблей других классов 5.
Положение во флоте стало улучшаться только со времени ликвидации засилья иностранцев. Одни сановники-иностранцы были отправлены в ссылку, другие — просто отстранены от дел.
Назревающий конфликт России со Швецией, а затем с Пруссией заставил правительство обратить серьезное внимание на состояние флота. Сенат утвердил новую программу строительства кораблей. Эту программу, правда, не удалось полностью довести до конца, так как пришлось бы по существу строить весь флот заново. Тем не менее к началу Семилетней войны Балтийский флот состоял из двух эскадр — кронштадтской й ревельской, в составе которых фактически находились: 21 линейный корабль, 8 фрегатов, 8 других парусных кораблей и свыше 150 гребных судов6.
Строительство кораблей шло быстро. Вследствие спешки иногда они делались недостаточно прочно. В то же время даже при имеющихся недостатках были достигнуты значительные улучшения. Корабли вооружались более совершенными орудиями; особенно большую пользу принесли единороги, поступившие на вооружение флота в 50-х годах XVIII в.
Комплектование флота матросами, как и в первой четверти XVIII в., производилось путем проведения рекрутских наборов. За время с 1725 по 1757 г., т. е. до начала Семилетней войны, было проведено семь специальных наборов во флот7. Кроме того, недостающее число матросов добирали из рекрут для армии.

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ