февраля 12, 2009

Таким образом, в ближайшие годы после податной реформы обнаружилось крайне тяжелое состояние государственных финансов. Тем не менее в основном сохранялся бюджет 1724 г.
На протяжении второй четверти XVIII в. основанием для финансовых мероприятий правительства оставалась «Роспись» государственным доходам 1724 г. По «Росписи» доходы равнялись 8,5 млн. руб., причем прямые налоги составляли 55,5% и косвенные, в том числе таможенные, около 25%. Основной статьей расходов, определявшихся в общем в 9 млн. руб., являлись военные: они составляли в 1724 г. 62,8%. Значительны были расходы на содержание двора, а также на жалованье администрации, увеличивавшейся численно по мере расширения бюрократической системы управления 2.
Все усиливавшиеся затруднения с финансами привели к мысли о необходимости составления нового бюджета и новой окладной книги. В 1732 г. был дан указ Сенату, в котором говорилось, что хотя имеется «генеральная табель» доходам 1724 г., но, видимо, она не соответствует реальным возможностям, так как «по той книге доходы ни в котором году в казну нашу сполна не доходили и год от году умалялись...». Указ Сената предписывал собрать на местах действительные данные о доходах и расходах, свести их в Камер-коллегии в общую табель и представить в Сенат, стараясь «как возможно, чтоб та книга к будущему 1733 г. совершенно окончена... быть могла» 3. Это был необходимый шаг к урегулированию государственных финансов. Но дело затянулось, хотя Сенат получал настойчивые напоминания.
Камер-коллегия не могла получить с мест необходимых сведений. Не помогла и грозная резолюция императрицы, наложенная в марте 1739 г. на очередном донесении Сената о невозможности составления табели: «А ежели сего к будущему 740 г. учинено не будет, то уже всеконечно наш и. в. гнев на себя наведут». Через год пришлось отложить срок подачи табели еще на год, с новым подтверждением, «чтобы оная, яко самое нужное дело, без дальнего замедления окончена была» .
Работа над составлением окладной книги продолжалась и в 1740-х годах. В 1741 г. вопросы государственного бюджета были поручены двум учреждениям: вопросы дохода — специально созданной комиссии, вопросы расхода — Сенату, но и это не ускорило составления сметы. Таким образом, на протяжении второй четверти XVIII в. правительство не имело сводных данных о действительном приходе и расходе средств и соотношении отдельных статей того и другого. Вследствие отсутствия этих данных и в настоящее время нет возможности представить бюджет 1730—1740-х годов, но можно проследить, как и за чей счет составлялись государственные доходы. Желая провести более точный учет налогоплательщиков, в начале 30-х годов XVIII в. правительство решило осуществить новую перепись населения. Но и это дело затянулось на несколько лет. Вторая ревизия началась в 1743 г., а была закончена в 1747 г. За неимеиивхМ новых данных приходилось обращаться к «Росписи» 1724 г. и итогам первой ревизии, хотя официально признавалось, что оклады не соответствуют платежеспособности населения.
В результате росли недоимки. Задолженность населения за прошлые годы не погашалась, так что пришлось сложить недоимку, кончая 1718 г. ] Но и за следующее десятилетие задолженность по подушной подати составляла 13,5 млн. руб. 2 Положение было таково, что, несмотря на сильнейшую нужду в деньгах, пришлось отказаться от сбора подушных денег за майскую треть 1730 г. 3 — показатель явного разорения крестьянства, признанного даже дворянским правительством.
Между тем разорение продолжало расти и в следующие годы. В 1733—1734 гг. был сильнейший неурожай и голод в губерниях — Смоленской, Ярославской, Нижегородской, Московской, Архангельской. Чрезвычайно усилилась смертность, многие крестьяне уходили из своих деревень, чтобы избежать податей и найти пропитание; количество нищих было так велико, что, по свидетельству современных документов, местами «от множества их трудно проезжать». В этой обстановке недоимки увеличивались, особенно в части косвенных сборов, которые прямым образом зависели от экономического состояния населения.
Для того чтобы крестьянин уплатил подушную подать только за одного человека, нужно было продать четверть, а то и больше, ржи или около двух четвертей овса. Между тем в семье бывало две, три и больше ревизских душ, в том числе и нетрудоспособные члены. Уплата одного прямого налога была не под силу любой рядовой семье. Отсюда неизбежность падения косвенных сборов. За 1732 г. должно было поступить по окладу таможенных, кабацких и канцелярских сборов 2 439 000 руб., а поступило всего 19 000 руб. 4 Росла недоимка и по подушной подати. В то же время расходный бюджет в 1730-х годах равнялся примерно, 9 млн.; из них 3767 тыс. руб. подушных шло на содержание армии и около миллиона на флот. Расточительство и роскошь царского двора увеличивали дворцовые расходы. С начала войны с Турцией, а затем со Швецией расходная часть бюджета возросла еще больше.
Между тем дальнейший прямой нажим на производительное население, в основном на крестьянство, мог привести к «конечной гибели и бедству», что отразилось бы и на благополучии господствующего класса. Опасаясь этого, правящий класс вынужден был поставить вопрос о том, «чтоб и подданные были в податях облегчены».

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ