февраля 13, 2009

Не своевольного ухода свободных рабочих, а возможности насильственного отзыва крепостных крестьян их владельцами в любое время с мануфактуры опасался Ломоносов. Он считал, что текучесть наемных работных людей может быть предотвращена путем создания для них благоприятных условий жизни и труда на предприятиях. Ломоносов сам старался создавать такие условия на своей фабрике: он строил «слободу для фабричных людей» , применял денежное награждение «для ободрения, кто лутче в научении успех имеет, по рассмотрению», для некото рых трудоемких работ на предприятии он пользовался водяным двига-телем 4.
Одной из характерных черт русского народа Ломоносов считал трудолюбие: «избранный в труд наш народ»,— так определял он эту черту. Но Ломоносов видел вред, причинявшийся закрепощением труда делу развития производительных сил страны, хотя против крепостного права открыто он не выступал.
Наряду с изучением естественных богатств страны, Ломоносов придавал большое значение для развития производительных сил распространению знаний по экономической географии России путем создания экономико-географического атласа. Для получения соответствующих сведений
им была составлена анкета из тринадцати вопросов, охвативших ряд сторон экономической жизни городов и районов страны. Однако ответы на анкету поступали медленно. Только через десятилетие они были исдоль зованы для топографического описания России. Ту же цель преследовал Ломоносов, работая над составлением «Экономического лексикона российских продуктов...».
Еще раньше (1759) он предлагал создать дри Академии наук на русском языке газету «Внутренние российские ведомости». Последняя должна была в первую очередь содержать широкую экономическую информацию, например, сведения об урожаях и недородах хлеба, об экспорте и импорте разных товаров и припасов, «которые бы в государственной экономии и приватных людей, а особливо в купечестве приносили пользу отечеству» .
Весьма интересовался Ломоносов и воцросахми русской торговли, особенно внешней. Одним из трех источников, от которых «благополучие, слава и цветущее состояние государств... происходит» 2, он считал правильные внешнеторговые сношения. Россия обладает, утверждал Ломо носов, всем необходимым для развития внешней торговли: «с лучшими европейскими статами равняется, многие превосходит» 3. Россия имеет условия для укрепления своей торговли пе только с европейскими государствами, но и «в Яппонию, в Китай, в Индию и к западным берегам американским достигнуть в состоянии» 4.
Путь к осуществлению этой задачи Ломоносов видел в открытии северного морского пути вдоль берегов Сибири. Ломоносов утверждал, что открытие северного морского пути русскими будет иметь значение не только для России, но «и для большего просвещения всего человеческого роду» 5.
В практическом осуществлении задачи основными действующими силами Ломоносов считал трудовые слои населения. «Ратай», пастух, «пловец», купец — вот лица, с трудом и занятиями которых Ломоносов связывал благополучие страны.
Тем не менее целесообразной формой власти для России, оправданной историческим опытом, Ломоносов считал самодержавие, веря, что «просвещенный» царь в состоянии обеспечить всеобщее народпое благо. Сторонник «просвещенного» абсолютизма он предъявлял высокие требования как к самодержавной власти, так и к личности монарха. Власть, по его мнению, держится не на страхе подданных, а на их доверии, и она должна снискать верность народа: «И твой монархиня престол благословен, на нашей верности утвержден» . Забота о благе всего народа, о создании благоприятных условий для развития страны, об установлении справедливого суда и твердых законов — вот внутренняя политика самодержавного монарха в идеализированном представлении Ломоносова.
В защите независимости и укреплении обороноспособности страны Ломоносов видел одну из важнейших функций и обязанностей верховной власти. Уже в первой его «Оде па взятие Хотина» — победу русских войск (1739) он оценивал как условие, необходимое для мирного труда крестьянства и купечества:
Козацких поль заднестрской тать,
Разбит, прогнан, как прах развеян,
Месмеет больше уж топтать,
С пшеницой где покой насеян.
Безбедно одет в путь купец,
И видит край волнам пловец,
Ни где не знал, плывя, црепятства 2.
Но Ломоносов выступал против захватнических войн.
Происхождение вселенной, явления природы, взаимоотношения науки и религии — все эти вопросы интересовали русского ученого, философа и просветителя. Ломоносов смеялся над теми «умниками», которые, «выучив наизуть три слова «бог так сотворил», объясняли ими все явления природы.
Ломоносов старался утверждать право науки на самостоятельное существование, не зависимое от религии. Наука, а не христианское учение призвана толковать и объяснять явления вселенной.
Путь к познанию вещей и явлений вселенной Ломоносов видел в синтезе теоретического мышления с опытом.
Ломоносов выступал против суеверий. В «Гимне бороде» он жестоко высмеивал ханжество и невежество духовенства. Он был против вмешательства духовенства в дело распространения науки в стране.
Распространению широких знаний и науки среди разных слоев населения страны Ломоносов посвятил свой огромный поэтический, публицистический и организаторский талант. Он боролся против мнения, что высшее образование нужно только господствующему классу, а широкие народные массы должны ограничиться начальным и профессиональным образованием, как утверждали представители дворянского направления. Ломоносов последовательно требовал внедрения широких знаний в гущу народа. Он не мирился с существовавшими сословными препятствиями в деле распространения народного образования, считая, что и крестьяне имеют право на высшее образование. Ломоносов старался побуждать в русском юношестве без различия сословия стремление к просвещению и знанию, вселяя   в него   веру в свои   творческие   силы   и   способности
к науке.

Рубрика: Культура | |

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ