февраля 13, 2009

Связь науки с практическими задачами развивающейся промышленности сказалась наглядно в развитии технической мысли, виднейшим представителем которой в это время был русский механик А. К. Нартов (1680—1756), старший сподвижник М. В. Ломоносова по Академии наук. Пройдя техническую школу в токарной мастерской Петра I, А. К. Нартов стал первоклассным конструктором в области станкостроения и приборостроения и подготовил высококвалифицированных мастеров для русской промышленности. Он сконструировал токарно-копировальные, токарные, винторезный, зуборезный, листопрокатный, пушечные и др. станки, прессы, станки для монетного дела, измерительные и рабочие инструменты. Ряд станков Нартова по совершенству конструкции значительно опередил современное ему станкостроение наиболее развитых в промышленном отношении стран Западной Европы. А. К. Нартов был создателем механической мастерской Академии наук, которая перешла после его смерти в ведение М. В. Ломоносова и послужила базой для его работ в области механики, оптики, акустики, геодезии и т. д. Ученики Нартова, Леонтиев, Беляевы и другие, были выдающимися мастерами токарного и шлифовального дела; влияние конструкторского таланта Нартова сказалось и на знаменитом русском механике И. Кулибине, который после смерти Ломоносова стал руководителем академических мастерских.
Принудительный труд, применявшийся в промышленности, тормозил технические усовершенствования, возможные на мануфактурной стадии ее развития, и изобретения Нартова нашли применение преимущественно в тех ее отраслях, где требовались детали высокой точности и хорошего качества; сюда относятся: монетное дело, пушечное производство и инструментальное дело .
На передовых для своего времени русских мануфактурах, как Арсенал, Адмиралтейство, Тульский и Сестрорецкий заводы, монетные дворы и некоторые металлургические заводы, применялись токарные и токарно-копировальные станки, сконструированные Нартовым и просуществовавшие вплоть до XIX в. Велики заслуги Нартова в деле развития и усовершенствования русской артиллерии. Его творческие идеи в этой области зародились еще во время его работы в артиллерийском ведомстве при Петре I. Он создал новые системы орудий, долго состоявших на вооружении русской армии и копировавшихся за границей. Он изобрел станок для сверления пушек, принятый на русских артиллерийских заводах, создал метод быстрой формовки пушек, вошедших в практику только в самом конце XVIII в., сконструировал станок для обточки пушечных цапф, получивший применение на всех русских артиллерийских заводах в XVIII в., и внедрил в производство свой способ заделки раковин в канале орудия.Новый тип орудия, введенный в русской артиллерии в 50-х годах XVIII в.,— «единороги», т. е. длинные гаубицы с коническими каморами для стрельбы всеми видами снарядов, создан также конструкторским гением Нартова.
Как и Ломоносов, Нартов имел в лице Шумахера и иностранцев из Академической канцелярии врагов, всячески препятствовавших его изобретательской деятельности 1.
Тем не менее объединенные в 1742 г. под руководством Нартова инструментальные и механические мастерские Академии наук стали школой русских мастеров, которым Нартов передавал свой опыт и знания, целеустремленно и последовательно стремясь к созданию отечественных кадров механиков, станкостроителей и машиностроителей. В 1742 г. Нартов жаловался в Сенат на то, что Академия под влиянием Шумахера не готовит русских профессоров 2. Нартов, как и Ломоносов, стремился к созданию русской научной школы.
Подъем теоретической мысли в области общественных наук был тесно связан с начавшимся в это время подъемом национального самосознания, который отразился в росте интереса передовых людей к вопросам родного языка и отечественной истории.
Творческая мысль Ломоносова оставила глубокий след в языкознании. Он определил взаимоотношения русского и церковнославянского языков, строго их разграничив; он стремился освободить русский язык от засорявших его варваризмов и иностранных слов, но не отказывался вводить в него новый лексический материал, когда последний отражал органический процесс развития языка. Отличая в русском языке различные наречия или диалекты, Ломоносов отдавал предпочтение московскому говору, который он положил в основание разрабатывавшегося им литературного языка. Он говорил, что «московское наречие... для своей отменной красоты прочим справедливо предпочитается».
Принципы своей реформы русского литературного языка и правила русского правописания и грамматики Ломоносов изложил в статье «О пользе книг церковных в российском языке» и в «Российской грамматике»; эти работы, подводившие итоги долголетнего труда, были напечатаны в 50-х годах XVIII в.
Ломоносов много потрудился и в области теории прозы и поэзии. Его работы «Риторика» и «О правилах русского стихотворства» теоретически обосновали замену силлабического стихосложения, чуждого строю русского языка, стихосложением тоническим, которое было впервые предложено Тредьяковским, но на практике последним не применялось.
Собственное поэтическое творчество Ломоносова закрепило провозглашенную им литературную реформу, проникнутую национальными русскими началами и явившуюся настоящей эпохой в развитии литературного языка.

Рубрика: Культура | |

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ