февраля 13, 2009

В области историографии оставила след и деятельность Г. Ф. Миллера (1705—1783), направленная преимущественно на изучение архивных фондов и выявление исторических источников. Широкие общеисторические проблемы остались вне сферы его научных интересов, но в области источниковедения и археографии Миллером сделано многое. Им был собран в архивах Сибири огромный документальный материал, отчасти не потерявший своей ценности до наших дней. Его «История Сибири», изданная в советское время, ценна привлечением этнографического и фольклорного материала. В то же время с именем Миллера и его предшественника Байера связано появление так называемой «норманской теории», согласно которой государственность на Руси явилась следствием утверждения пришлых князей. Против этой антинаучной и антипатриотической теории выступал М. В. Ломоносов, доказавший существование государственности на Руси до IX в.
Во второй четверти XVIII в. получили свое развитие элементы русской философии. Именно к этому времени относится связанное с именем великого Ломоносова появление русского философского материалиЗхма. Заметный след в области философии оставили и предшествующие Ломоносову видные передовые деятели русской культуры — В. Н. Татищев и Антиох Кантемир.
Не будучи последовательным материалистом, Татищев, тем не менее, защищал прогрессивные для своего времени философские идеи. В своем «Разговоре о пользе наук и училищ» он высказался за эмансипацию философии от богословия, ограничивая компетенцию богословия «свойствами души», Татищев оставлял за философией исключительное право на изучение и объяснение природы, свойств телесных вещей. Он критиковал религиозпые суеверия, придуманные «великими плутами и безумными ме ланхоликами», чудеса и прорицания. Одним из первых в России Татищев выдвинул идею веротерпимости, заявляя, что «разность вер великой в государстве беды не наносит» 1.
Сходных с Татищевым философских взглядов придерживался Антиох Кантемир, который защищал в своих знаменитых сатирах науку и просвещение, высмеивал религиозное ханжество и суеверия, клеймил невежество. Кантемир был пропагандистом гонимого церковью учения Коперника и книги Фонтенеля «Разговоры о множестве миров», содержащей изложение этого учения. Перу Кантемира принадлежит философская работа «Письма о природе и человеке» (1742).
С появлением элементов философского материализма Ломоносова начался новый период в развитии передовой русской философии. Ломоносов материалистически решал основной вопрос философии — об отношении мышления к бытию. Он утверждал принципы материального единства мира, в движении видел неотъемлемое существенное свойство материи. Ломоносов последовательно развивал материалистическую теорию познания и резко выступал против враждебной материализму теории «врожденных идей». Великий русский ученый не сомневался в принципиальной познаваемости природы и в опыте, сочетаемом с теорией, видел надежный путь к овладению силами природы и их подчинению человеку.
В ломоносовском материализме имеются ясно выраженные элементы диалектики. Идеи взаимосвязи явлений природы, развития и изменяемости мира являются важнейшей особенностью его философских воззрений. «Твердо помнить должно,— писал Ломоносов,— что видимые телесные на земли вещи и весь мир не в таком состоянии были с начала от создания, как ныне находим, но великие происходили в нем перемены...» 2. Ломоносову в большей степени, чем другим современным ему философам — материалистам, удалось выйти за рамки метафизических взглядов.
Важнейшими предпосылками философского материализма Ломоносова были его замечательные естественно-научные открытия и прежде всего закон сохранения вещества и энергии. Обогащая науку познанием важнейших всеобщих законов материального мира, Ломоносов тем самым доказывал несостоятельность так называемых «законов религии», защищаемых церковью.
Показателем роста отечественной философской культуры в рассматриваемое время являются успехи в разработке русской философской терминологии.
Глубокие теоретические исследования в точных науках, намного опередившие свое время, и одновременно тесная связь науки с практикой, особенно наглядно обнаруживающаяся в деятельности такого гиганта мировой науки, как Ломоносов, достижения Нартова в технике и механике, развитие географических знаний и изучение родной земли, обследование архивов для создания базы исторических исследований — вот черты, характеризующие русскую науку второй четверти XVIII в.

Рубрика: Культура | |

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ