февраля 13, 2009

Развитие русской культуры во второй четверти XVIII в. было обусловлено социально-экономическими сдвигами, происходившими в недрах феодального общества. Культура этой поры продолжала оставаться культурой дворянства, но наряду с этим явно намечались демократические тенденции. Правда, проявления демократической идеологии были весьма робки, им было еще далеко до гневных призывов «Плача холопов» 60-х годов XVIII в. и революционного пафоса Радищева.
Демократические элементы обнаруживаются в отдельных произведениях прогрессивных писателей второй четверти XVIII в. (М. В. Ломоносов, А. Д. Кантемир и др.), но выявляются особенно ярко в устном народном творчестве и народной рукописной книге. Здесь находят отражение социальная проблематика, классовые противоречия.
Существенным в развитии русской литературы второй четверти было формирование литературного направления — классицизма.
Русский классицизм XVIII в., восприняв некоторые черты, свойственные общеевропейскому классицизму, отмечался глубоким своеобразием русской национальной культуры. На это указывал В. Г. Белинский, говоря, что «у России была своя история... ее должно изучать и о пей должно судить на основании ее же самой... То же и в отношении к истории русской литературы» 2.
Связь русского классицизма с национальной литературной традицией ае исключала многих черт, роднивших его с общеевропейским классицизмом XVTI—XVIII вв.: дворянство   как   социальная   база   идеологии; рационализм как философская основа; идея «общего блага», характерная для «просвещенного» абсолютизма; строго (разработанная классификация родов и жанров в литературе, дидактизм, поиски образцов в античности.
Будучи в основе своей дворянским направлением, русский классицизм, как указывалось, отличался своеобразием. В русском классицизме, начиная с его предшественника — А. Д. Кантемира, особенно же у М. В. Ломоносова и отчасти у А. П. Сумарокова, отчетливо звучат об личительные, сатирические, гражданские мотивы, столь типичные для русской литературы. Знаменателен и состав ведущих писателей второй четверти XVIII в.: наряду с дворянами (Кантемир, Сумароков) в литературе выступают попович Тредьяковский и крестьянин-помор Ломоносов. Показательно и то, что русская народная песня, сказка, пословица привлекают все большее внимание. В русском литературном классицизме, при всей оторванности его от народных масс, обнаруживаются близость к народной речи, интерес к фольклору, что является отличительной чертой русского классицизма по сравнению с классицизмом других европейских стран.
Русский классицизм складывался в то время, когда эстетика классицизма была четко сформулирована на Западе такими теоретиками, как Буало, Готшед и др. Не ограничиваясь изучением теоретиков и писателей европейского классицизма, русские писатели обращались непосредственно к античным авторам. Следует подчеркнуть стремление к творческому освоению литературного наследия, большую свободу от авторитета — также характерные черты русского классицизма с самого его возникновения.
Сложностью отличается философская основа эстетики русского классицизма. На Западе основой эстетики классицизма была философия Декарта. В России же рядом с рационализмом имела существенное влияние сенсуалистическая философия и особенно — материалистическое понимание явлений природы, идущее от Ломоносова. Это напш> выражение и в вопросе о чувственном восприятии поэтических произведений.
Наконец, важнейшей отличительной чертой русского классицизма являются рано обнаруживающиеся реалистические тенденции. Они выражались в обличительном, гражданственном направлении русского классицизма, становлении русской национальной темы в лирике и драматургии, в борьбе передовых писателей за создание национального литературного языка в противовес раболепию двора и аристократии перед иноземным.
К концу 1740-х годов внутри русского классицизма выделяются две струи: просветительская — ломоносовская и дворянская — сумароковская.
Первым проявлением русского классицизма в литературе можно считать «Оду на взятие Хотина» М. В. Ломоносова (1739), затем его же своеобразный литературный манифест «Риторику» (1744—1748). «Русскую    литературу    начинают   с   Ломоносова,—и   справедливо»,—писал В. Г. Белинский. Кантемир и Тредьяковский не имели «достаточных средств для выполнения предлежащего им дела» 1. Завершение реформы русского стихосложения, сближение литературного языка с разговорной речью, бесспорный приоритет в разносторонней разработке вопросов эстетики и поэтики классицизма дают именно М. В. Ломоносову неоспоримое право считаться основоположником русского классицизма. Наша литература началась с 1739 г., от появления первой оды Ломоносова, неоднократно подчеркивал В. Г. Белинский2.
Наряду с развитием литературы ко второй четверти XVIII в. относится создание предпосылок для последующего расцвета русской журналистики («Примечания на Ведомости» 1728—1742 гг.) и театра (распространение любительских спектаклей, формирование драматургии русского классицизма, развитие устной народной драмы).
Народная песня, сказка звучат во второй четверти XVIII в. от крестьянской избы до царского двора. Наряду с бытованием былин, исторических песен, плачей, сказок, пословиц, устной народной драмы в эти годы создаются новые разнообразные песни, лирические и сатирические пословицы и др. В развитии фольклора этого периода характерно усиление элементов сатиры и мотивов протеста.
Народные пословицы московской записи 1749 г. свидетельствуют о росте классового самосознания закабаленного народа: «На бедного везде каплет», «не куплен — не холоп», «Холопье слово, что рогатина», «Охота боярской двор: стоя дремлют, сидя спят, походя едят, ножки болят, а сесть ве велят» 3. Ненависть и презрение к угнетателям слышатся в бранных эпитетах, которыми народная сатирическая песня в записи 1739 г. награждает представителей паразитических классов, отвыкших от труда:
Боярин-от дурак в решете пиво варил... А поп-от дурак косарем сено косил...4
Во второй четверти XVIII в. распространялись также сатирические антимонашеские песни. Одна из них 5 дошла до нас в записи Ломоносова.
Исторические песни второй четверти XVIII в. запечатлели немало конкретных исторических событий, тяжело легших на плечи трудового населения: постройка Ладожского канала (1731), поход под Азов (1736), русско-шведская война (1741 —1743) и др.
Лиро-эпические песни о смерти Петра I сохранили отголоски настроений солдатской массы 1720—1730-х годов: они полны горестных жалоб солдат на возросшую в 30-х годах непосильную  тяжесть  военной службы, голод, отсутствие теплой одежды. В них говорится об участившихся побегах солдат из армии, звучит негодование на большие людские потери 1. Гнев против «злого тирана» Бирона и готовность «весь сор метлой вымести» 2 звучат в плаче молодого сержанта на смерть Петра 1, отражая общее негодование против «бироновщины».
 

Рубрика: Культура | |

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ