февраля 13, 2009

Кроме того, рисуя с натуры портреты «злонравных» дворян и духовенства, Кантемир не предполагал отмены крепостного права, ни тем более — уничтожения дворянских привилегий. В этом ясно сказывается его классовая ограниченность.
Иной вклад в процесс становления и развития русского классицизма внес старший современник Кантемира В. К. Тредьяковский (1703—1769). «Его филологические и грамматические изыскания очень замечательны. Он имел о русском стихосложении обширнейшее понятие...» ,— писал А. С. Пушкин о Тредьяковском. И, действительно, последний много сделал для формирования теории русского классицизма.
Отдельные черты учения об особенностях жанров, типичных для классицизма, имеются в его «Рассуждении об оде вообще» 2, где дано определение жанра оды, подчеркнуто отличие оды от эпической поэмы, установлены разновидности од, отмечен так называемый «лирический» (по терминологии Тредьяковского—«красный») беспорядок как один из основных приемов композиции и т. д.
Большое значение для развития русской поэзии имел теоретический трактат Тредьяковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735), в основу которого была положена плодотворная мысль о необходимости соответствия между системой стихосложения и фонетическим строем русского языка. Следом за этим трактатом Тредьяковского, в конце 1730-х годов, появляются разнообразные опыты тонизации силлабического стиха.
Много здравых мыслей имеется в сочинении «Разговор о правописании» (1748), где Тредьяковский рекомендует упрощение орфографии на основе фонетического принципа, а также цредлагает объединить графически (с помощью «единитных палочек» — дефисов) группы слов, звучащие слитно в живом произношении.
Важно также отметить, что Тредьяковский много сделал как переводчик 3.
О своем намерении писать «почти самым простым русским словом, т. е. каковым мы меж собою говорим», в противовес «глубокословной словеншизяе», Тредьяковский заявил еще в 1730 г. в предисловии i\ переводу «Езды в остров любви». О внимательном изучении народного стихосложения свидетельствует его труд «Новый и краткий способ» (1735). Но Тредьяковскому не удалось избавиться от пестроты словаря, в котором сочетались славянизмы с вульгаризмами и канцеляризмами. Он искусственно пытался ввести латинизацию русского синтаксиса. Эти черты писателя, воспитанного на образцах схоластической церковно-школьной поэзии, а также отсутствие целостного мировоззрения, половинчатость и непоследовательность в проведении реформы стихосложения, недостаточная творческая одаренность ограничивают значение Гредьяковского-поэта, за ставляя ценить в нем трудолюбие переводчика, энтузиазм ученого-филолога и смелость теоретика в поисках новых путей.
Эти пути нашли и по ним двинулись вперед его младшие современники, и прежде всего М. В. Ломоносов (1711—1765). Глубокое единство практики и теории, просветительские, гражданские тенденции и демократизм характеризуют наследие М. В. Ломоносова как поэта и теоретика русского классицизма. Его студенческий тракта г «Письмо о гцравилах российского стихотворства» (1739) обосновал теоретически и довел до конца переход от силлабического к силлабо-тоническому стихосложению, начатый Тредьяковским. Воплощая новые принципы, Ломоносов приложил к «Письму» в качестве образца первую русскую ямбическую «Оду на взятие Хотина».
Другой не менее важной работой М. В. Ломоносова по вопросам языка и литературы является его «Риторика» 1.
В предисловии к «Риторике» в 1748 г. он указывал на огромное природное богатство русского языка: «Язык, которым Российская держава великой части света повелевает, по ея могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает». Задача «Риторики» — служить руководством к проведению «Российского слова» в совершенство. Вопросу о языке поэтических и ораторских произведений, стилистике, учению о периодах Ломоносов уделяет огромное внимание.
Ломоносов ставит в этом произведении также важные вопросы о взаимоотношении искусства и действительности, формы и содержания ч правильно разрешает их. Он считает, что материалом для художественного изображения является жизнь во всем ее многоообразии— «все вещи зримые в свете». Он полагает, что тема, идея, словом содержание («материал») произведения определяют его художественную форму, жанр и стиль.
Чрезвычайно ишересны и самостоятельны его воззрения на восприятие художественного произведения. Считая важным воздействие на разум читателя. Ломоносов нр забывал об эмоциональном восприятии и развивал в своей «Риторике» мысль «о возбуждении и утолении страстей». От рационалистической основы поэтики рождаются у Ломоносова такие художественные приемы, как перечисление, членение- понятия, логические определения в качестве эпитетов, метафор и т. п. Одновременно, заботясь о чувственном восприятии, Ломоносов советует писателям вводить описания, внимательно относиться к благозвучию и впечатлению, создаваемым сочетанием опре деленных звуков. Практически все это Ломоносов осуществляет в своем творчестве 1. Связь творчества Ломоносова с искусством XVШ в. наглядно проявляется в аллегорических деталях, многие из которых навеяны содержанием известного издания «Символы и  Емблемата» 2.
В творчестве Ломоносова многообразно проявляются реалистические тенденции. Он создает замечательные картины с детства знакомой ему могучей северной природы 3, в то же время с восхищением и зоркостью художника описывает царскосельские дворцы и парки 4. Но что еще важнее, с ранних пор звучат в его поэзии гражданские  и национально-исторические мотивы .
В отличие от Сумарокова — драматурга Ломоносов воплощает национально-историческую тему с большой исторической достоверностью. Описание Куликовской битвы («Тамира и Селим»), характеристики в одах Ивана Грозного и Петра I основаны на глубоком изучении документов, а легендарные походы Игоря на Царьград изложены в соответствии с известиями русских летописей.
Ярко выявляются в произведениях Ломоносова призыв к героическому подвигу, черты демократизма и пламенная любовь к отчизне. В трагедии Ломоносова «Тамира и Селим» главенствующее положение принадлежит героической теме Куликовской битвы, а не любовной драме Тамирыг
Какая польза тем, что в старости глубокой И в тме бесславия кончают долгий век. Добротами всходить на верьх горы высокой И славно умереть родился человек,—
говорит один из героев трагедии «Тамира и Селим». Эти слова црекрасно характеризуют основное направление творчества Ломоносова.
Ломоносов глубоко убежден, что героизм и просвещение — не привилегии дворянства. В торжественную оду, воспевающую русскую военную славу или успехи русского просвещения, Ломоносов, сын помора, вводит образ пастуха, «гоняющего стадо» , и образ крестьянина-пахаря2 и картину желтых колосящихся полей .

Рубрика: Культура | |

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ