февраля 13, 2009

Героем военных патриотических од Ломоносова является «Росс», «в труд избранный наш народ» 4.
Тема родины, «драгого отечества», «возлюбленной матери» — России многообразна у Ломоносова. Он восхищается великолепием природных богатств России5, он помнит о ее давней и новой военной славе6 и твердо верит, что расцвет его родины возможен только при широком просвещении, щри доступном всем образовании. Ломоносов убежден в глубокой одаренности русского народа и призывает молодое поколение доказать
Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать7.
Ломоносов, теоретик и первый поэт русского классицизма, создал его эстетику и дал образцы всех жанров в своем творчестве (ода, трагедия, басня, эпиграмма, послание).
Прямыми продолжателями Ломоносова были Н. Поповский и С. До-машнев; в дальнейшем у него учились в той или иной степени все поэты XVIII ст.
А. Н. Радищев так писал о значении М. В. Ломоносова в заключительной главе «Путешествия из Петербурга в Москву»: «Слово твое, живущее присно и во веки в творениях твоих, слово Российского племени, тобою в языке нашем обновленное, прелетит во устах народных, за необозримый горизонт столетий... В стезе российской словесности Ломоносов есть первый. Беги толпа завистливая, се потомство о нем судит, оно нелицемерно» .
Дворянское направление русского классицизма, отличное от ломоносовского, выявляется к концу 70-х годов в творчестве А. П. Сумарокова (1718-1777).
Его первые литературные опыты начинаются в Сухопутном шляхет-ном корпусе. От этого периода сохранились две новогодние поздравительные оды2. Ломоносовскую реформу стихосложения Сумароков встретил сначала враждебно, откликаясь на нее злыми эпиграммами. Но уже в 1743 г. он меняет свои воззрения, о чем свидетельствует одна из сохранившихся од3, а в 1744 г., следуя за Ломоносовым, Сумароков уже пишет ямбом4. Одновременно он начинает разрабатывать жанр интимной любовной песни, широко популярной в то время даже в придворной среде, куда Сумароков получает доступ в качестве адъютанта Разумовского во второй половине 1740-х годов. С 1747 г. начинается расцвет творчества Сумарокова. Он создает произведения, являющиеся «литературным манифестом» русского дворянского классицизма 5, выступает как критик 6 и как плодовитый драматург 7.
Следуя за Ломоносовым в эпистолах 1748 г., Сумароков признает необходимость разделения в поэзии «высокого» и «низкого», дает классификацию жанров, излагает теорию трех единств в драматургии, говорит об «учительном значении» сатиры и комедии, о необходимости  «последовать» образцовым писателям. Но в эпистолах 1748 г. нельзя не видеть своеобразия позиций Сумарокова и более того — скрытой полемики с принципами «Риторики» Ломоносова. В отличие от Ломоносова Сумароков уделяет преимущественное внимание не торжественной оде, а лю бовной лирике. В трагедии, по мнению Сумарокова, важна не столько возвышенная героическая тема, сколько умение писателя сказать, «что скажут страсти сами». Нетрудно увидеть в этом теоретическое обоснование тех элементов чувствительности, которые в дальнейшем станут основой сентиментализма в творчестве зрелого Сумарокова (1760—1770-е годы). В комедии Сумароков рекомендует не ограничиваться обличением общечеловеческих пороков, а обращаться к методу «подлинников», изображать, например, русского «бездушного подьячего в приказе», русского неграмотного судью. Но Сумароков — дворянский писатель, поэтому он строго ограничивает круг действующих лиц в драматургии представителями главным образом господствующего класса, исключением является только «посадский». Как дворянский поэт, Сумароков советует автору не изображать пастуха как реального крестьянина, а сделать из такого героя нечто среднее между крестьянином с его «грубой» речью и учтивым «придворным кавалером».
С эстетических позиций, сформулированных в эпистолах, напечатанных в 1748 г., Сумароков резко нападает на прославленную оду Ломоносова «На день восшествия на престол Елизаветы Петровны» (1747) 1. Он несправедливо высмеивает в ней приподнятость стиля, метафоричность языка, подвергая сомнению право писателя вводить в поэзию метафоры, метонимии, олицетворения, гиперболы п т. п. приемы.
Драматургия Сумарокова является ярким воплощением сформулированных им эстетических принципов дворянского классицизма.

Рубрика: Культура | |

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ