апреля 13, 2009

С начала 1750 г. кадетские спектакли вновь начинаются при дворе 1. Печатные экземпляры трагедий Сумарокова на рубеже 1740—1750-х годов расходятся по России и становятся достоянием провинциальных любительских трупп, в том числе любительского театра Волкова в Ярославле 2.
Деятельность А. П. Сумарокова — драматурга с самого пачала оказалась тесно связанной с созданием первого русского профессионального театра. Не случайно, что следом за организацией этого театра в Петербурге (30 августа 1756) «дирекция русского театра» была передана именно Сумарокову, первому дворянскому драматургу и организатору кадетских спектаклей с 1749 г.
С творчеством русских писателей 1730—1740-х годов и деятельностью Академии наук связано возникновение первых русских журналов в 1720-х — 1740-х годах.
В январе 1728 г. начала выходить газета «Санктпетербургские ведомости».
С февраля 1728 г. ее подписчики могли но желанию ежемесячно получать бесплатное приложение — «Примечания»,— которое «безденежно» раздавалось в Академической конторе и на почтовом дворе.
Первоначально «Примечания» были задуманы, как толковый словарь к «Ведомостям», объемом в 8 страниц печатного текста. С течением времени «Примечания» стали самостоятельным ежемесячным изданием, и объем номера доходил до 32—40 страниц. Это был первый научно-популярный и литературный русский журнал.
В общедоступной форме «Примечания» предлагали читателям разнообразный материал. Там помещались статьи о торговле и промышленности, истории и астрономии, строении мира, географии, естествознании, палеонтологии; печатались и литературные произведения, статьи по теории и истории театра 3. В «Примечаниях» сотрудничали и деятели науки и писатели.
«Примечания» просуществовали до 1742 г. и пользовались успехом; они расходились полностью, не залеживаясь в Академической конторе 4. Об успехе «Примечаний» у широкого читателя свидетельствуют четыре повторных издания их в течение последующих 50 лет 5.
Одновременно с «Примечаниями», обращенными к широкому читателю, Академия наук начинает выпуск специальных научных периодических изданий на русском и латинском языках 1. В 1728 г. выходит «Краткое описание комментариев Академии наук» — изложение п переводы трудов академиков; с 1748 по 1754 г. печатается серия томов «Содержание ученых рассуждений Академии наук», которым ставилась задача «познакомить российский народ с прирощением наук». Несомненно, что оба журнала сыграли положительную роль. Особый интерес представляют переводы математика В. Е. Ададурова и авторефераты работ М. В. Ломоносова.
В заключение обзора развития русской литературы, театра и журналистики в течение второй четверти XVIII в. следует отметить   прежде всего утрату былого влияния церкви на литературу. Это выразилось в постепенном отмирании традиционных феодальных жанров и стиля в литературе, в освобождении литературного языка от «славен-щизны», в утрате ведущего значения церковно-школьными драматургами и поэтами-силлабиками, в созревании и развитии русского классицизма.
Укрепление господствующего положения дворянства сказалось в преимущественно дворянском характере литературы и драматургии этого времени, в оформлении дворянского направления в русском классицизме к концу 1740—1750-х годов (Сумароков и его школа).
Пополнение словарного состава языка, полный отказ от латинизации синтаксиса и реформа русского стихосложения на основе фонетического строя языка, а также разработка проблем эстетики классицизма явились предпосылками для интенсивного развития лирики и драматургии в 1740-х годах (творчество Ломоносова и Сумарокова). Вопросы языка стояли в центре внимания писателей второй четверти XVIII в. (Тредьяков-ский, Ломоносов, Сумароков), Ломопосов в 1750-х годах написал первую научную русскую грамматику и создал теорию трех «штилей», закреплявшую реформу русского литературного языка, подготовленную во второй четверти XVIII в. Литература в 30—40-х годов XVIII в. способствовала дальнейшему развитию языка.
В развитии русской литературы, театра и публицистики получили отражение классовые противоречия того времени. Наряду с феодально-дворянской идеологией имели место демократические тенденции. Они отражали настроения угнетенных масс, находя выражение главным образом в фольклоре и рукописной драматургии.
В литературе демократизм был тесно связан с развитием реалистических стремлений и сатирических жанров. Ранние реалистические тенденции имеются в разной степени у большинства крупных писателей: конкретные современные бытовые зарисовки в сатирах Кантемира и комедиях Сумарокова, гражданский патриотизм, национально-исторические темы п образы — в творчестве Ломоносова.
Театр и журналистика еще не получили большого распространения во второй четверти XVIII в., но все же в это время была уже заложена основа для их дальнейшего развития во второй половине XVIII в.

Рубрика: Культура | |

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ