февраля 13, 2009

В середине XVIII в. начинают работать крепостные архитекторы. Среди них выделяются Ф. Л. Аргунов (1716 — после 1768) и Ю. А. Коло-гривов (умер около 1755 г.). Они много строили для Шереметевых не только в Петербурге («Фонтанный» дом), но и под Москвой. Многие павильоны известной подмосковной усадьбы в Кускове были созданы по их проектам. По замыслу и мастерству исполнения здания Аргунова не уступают произведениям архитекторов Петербурга и Москвы.
В середине XVIII в. строительство развернулось и в провинции. Строятся новые города, планировка которых еще тесно связана с требованием их обороны; таковы города-крепости в Ростове-на-Дону, Бердянске, Оренбурге и др. 1 Вместе с тем, в губернских и уездных городах начинают появляться здания, близкие по архитектуре произведениям обеих столиц. Таковы дом заводчика Ливенцова в Туле, дома представителей знати в Воронеже, Ярославле и др. Наряду с гражданскими зданиями, появ ляются и церкви, выстроенные в барочном стиле, например, церковь Симеона в В. Устюге (1725—1747), дающая интересное сочетание форм барокко с архитектурой первой четверти XVIII в. Следует указать, что в селах и провинциальных городах еще долго живут приемы ярусной композиции, столь свойственной русской архитектуре конца XVII в. Деревянные крестьянские жилища и рядовые здания провинциальных городов в подавляющем большинстве выстроены согласно старой традиция древнерусского зодчества. Аналогичное наблюдение относится и к церковным постройкам: формы шатровых, ярусных или мпогоглавных храмон сохраняются в середине XVIII в. еще в полной силе. Таковы храмы села Ростовского Архангельской области (1755), села Шижнемы Ленинградской области (1741) и др.2
На Украине национальные формы удачно сочетались с русским влиянием. Как и раньше, приезжавшие и присылавшиеся сюда из центра ар-хитектсчры внимательно относились к местным архитектурным традициям, широко используя их в своем творчестве. Среди мастеров, приезжавших во второй четверти XVIII в. на Украину, были Мичурин, Квасов, значи-тельное время работал на Украине Г. Шедель (1680-е гг.— 1752). Им выстроены колокольни Киево-Печерской лавры (1736—1795) и Софийского собора в Киеве (1746). Ему же принадлежит перестройка Киевской духовной академии (1735). В архитектуре колоколен достаточно ясно видны приемы стиля украинского барокко. Их ярусы украшены многочисленными колоннами с сильно выступающими карнизами. Вместе с тем Шедель сумел широко ввести в убранство своих зданий элементы украинской народной декоративной орнаментики, что значительно повысило выразительность его зданий.
Помимо Мичурина, Квасова и Шеделя, на Украине работали местные зодчпе, творчество которых сохраняло многие черты архитектуры первой четверти XVIII в. В качестве примера можно назвать каменный собор, деревянную церковь и остатки усадебного дома в Седневе близ Чернигова в которых отчетливо выявляются украинские традиции.
Итак, 40-е годы XVIII в. характеризуются подъемом в области архитектуры и в столицах, и в провинции. Появляются крупные талантливые зодчие, воздвигающие прекрасные памятники искусства, светские и церковные.
Монументальность строительства сочетается с богатой декоративностью отделки, создающей впечатление большой пышности и торжественности. Теми же чертами отличались произведения русских скульпторов и художников-живописцев.
Еще в первой четверти XVIII в. одаренные молодые люди посылались для обучения разным художествам за границу, в том числе в августе 1724 г. была послана пруппа скульпторов в Италию. В состав этой группы входило восемь учеников — А. Хрептиков, П. Кохтев, П. Галкин, А. Селиванов, П. Серебряков, В. Кобелев, Ф. Медведев и Д. Медведев . Они пробыли несколько лет в Италии и, закончив курс обучения, вернулись на родину в 1730 г. Однако в годы засилья иностранцев, вернувшиеся художники не могли найти себе широкого поля деятельности. Так, один из них — А. Хрептиков писал в 1732 г., что обретается «не у дела». Лишь в связи с запросом Сената А. Хрептиков получил работу у архитектора Мордвинова; в дальнейшем его творчество, так же как и других его товарищей, развивалось преимущественно в области декоративного убранства зданий. Одаренность и характер творчества А. Хрептикова были отмечены Мордвиновым: «оной Хрептиков в резном своем деле довольное искусство имеет»,— аттестовал его зодчий. С 1734 г. А. Хрептиков работал вместе с К. Растрелли по украшению петергофских фонтанов и по изготовлению скульптуры «Императрица Анна с арапчепком». Со следующего года для украшения скульптурами Петергофа и Летнего сада привлекаются и остальные вышеназванные скульпторы.
В характере исполняемых русскими скульпторами работ в достаточной степени сказывается их зависимость от архитектурных замыслов того времени. Круглая скульптура, горельеф и барельеф, не говоря о декоративной лепке, занимают видное место в отделке архитектурных памятников середины XVIII в. Ни одно здание не обходится без статуй и всевозможного растительно-декоративного орнамента, в изобилии украшавших почти каждую его часть. Особенно проявили себя русские скульпторы и резчики, начиная с 40-х годов XVIII в. В качестве примеров можно назвать внутреннее убранство зданий, построенных В. Растрелли, с большим расточительством украшенных всевозможными картушами и растительными мотивами. Не менее значительно и внешнее скульптурное убранство, которому уделялось большое впимание.
Значение скульптуры в убранстве зданий того времени раскрывается при изучении архитектурного наследия Д. Ухтомского, предлагавшего широко использовать для декоративности построек скульптуру.
Не меньшую изобретательность в достижении декоративной пышпости проявили русские скульпторы-резчики в культовой архитектуре, особенно в оформлении иконостасов. Опираясь на традицию более раннего времени, они создают совершенные произведения, в которых обращает внимапие изощренность декоративных средств убранства, стройность и последовательность развития композициопного замысла, нередко весьма сложного. Таков первоклассный по художественному качеству иконостас церкви Ризположения на Донской улице в Москве. Подобный вид искусства нашел широкое распространение в провинции, где сохраняются превосходные произведения этого времени (например, иконостас собора Троице-Гледенского монастыря близ В. Устюга). В икопостасах широко применялась круглая скульптура, введенная еще в первой четверти XVIII в. И. Зарудным.

Рубрика: Культура | |

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ