февраля 13, 2009

Уже первые произведения русского фарфора свидетельствовали об одаренности мастеров и значительных технических достоинствах выпускавшейся продукции. Мелкие декоративные статуэтки, украшавшие излюбленные во внутренней меблировке комнат «горки», привлекают внимание своими высокими художественными качествами. Слитность композиции, свободное владение искусством мелкой пластики, декоративность и общее изящество исполнения говорят о значительных достижениях русских мастеров — художников в этой области.
Новые декоративные качества искусства, найденные в фарфоре, получили быстрое признание, отразившись и в других областях прикладного искусства — финифти, стекле.
К середине XVIII в. широко распространяется стеклянная посуда. Всевозможные бокалы, стаканы, рюмки все шире внедряются в быт имущих классов, вытесняя постепенно произведения из благородных металлов. Стеклянная посуда поражает изяществом и благородством форм и великолепно выполненными орнаментами и силуэтами (матовое травленое стекло), часто сочетающимися с легкими вензелями и другими декоративными деталями, выполненными золотом, что необычайно повышало художественную сторону произведений. На Украине посуда из стекла расписывалась различными красками, что также сильно повышало их декоративность.
К середине XVIII в. относится возрождение в России особого вида стекольной художественной промышленности, существовавшего в древней Руси, но забытого в последующие столетия,— декоративной мозаики1. Творцом этого искусства был М. В. Ломоносов. Интерес к мозаике и мысль о создании в России мозаичной промышленности были вызваны у него, по всей вероятности, знакомством со знаменитыми мозаиками XI—XII вв. Киевского Софийского собора, которые он видел во время своего пребывания в Киеве в 1734 г. По крайней мере, мозаичная манера Ломоносова гораздо ближе к киевским мозаикам, чем к виденным им подобным произведениям Западной Европы. Да и сам он называл иногда свои мозаики древнерусским термином «финифть», тем самым как бы подчеркивая свою независимость от Запада и связь с древнерусским искусством. В 40-х годах XVIII в. он начал производство пробы для получения цветной непрозрачной стекольной массы (смальты), служившей материалом для мозаичных работ. По словам самого Ломоносова, он сделал «больше четырех тысяч опытов, коих не только рецепты сочинял, но и материалы своими руками по большей части развешивал и в печь ставил». Сохранившиеся до нашего времени образцы цветного стекла из лаборатории Ломоносова свидетельствуют о прекрасных результатах, достигнутых им. Ломоносов находил,   что   мозаичное   искусство   должно   служить   для   украшения «огромных публичных строений». Поэтому он пришел к мысли о создании новой для его времени монументальной мозаики. В этом самобытность его искусства и отличие его от миниатюрной мозаики западноевропейских мастеров.
В этой манере выполнены мозаики, сделанные самим Ломоносовым в 50-60-х годах XVIII в.
Не заглохло и народное искусство финифти. Миниатюрные портреты на эмали, финифтяные табакерки, на которых нередко изображались различные бытовые сцены, не уступали работам художников-профессионалов по раскраске и проработанности композиции. В Москве и Великом Устюге начинают вырабатываться крупные произведения, как то: подносы, руко-мои, чернильницы, предметы дамского туалета. Они покрываются сплошь белой или цветной эмалью, в которую вплавляются серебряные барельефные, вытесненные посредством штампа силуэтные украшения. Обычно это корзины с цветами, гирлянды, букеты. Нередко можно найти изображение различных бытовых сцен. Этот оригинальный прием декоративного оформления, возникший, повидимому, под влиянием майолики и фарфора, сохранял одновременно необходимую для прикладного искусства связь с материалом.
Искусство художественной обработки драгоценных металлов (золота и серебра) во второй четверги XVIII в. отличалось  высокими  качествами, особенно в Петербурге . Изготовлявшиеся преимущественно из серебра изделия как по своей форме, так и по художественной обработке (гравировка, чеканка, чернь) еще очень близки к искусству XVII в. Подносы, солонки, чайники, рукомои, стопы, оклады икон и др. предметы отличаются изысканными пропорциями, мастерством исполнения и умелым применением орнамента, среди которого выделяется характерный барочный завиток (растительный мотив, соединенный с частью стилизованной раковины).

Рубрика: Культура | |

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ