февраля 13, 2009

Одновременно с ростом художественных качеств серебряных и золотых изделий значительный расцвет переживает резная кость. Предметы из нее изготовлялись преимущественно в Холмогорах. Шкатулки различного вида и форм, туалетные принадлежности и другие мелкие костяные предметы вплоть до резных шахматных фигур находили значительный спрос среди широких кругов потребителей различных классов. Мастера-косторезы используют в своем искусстве ажур, низкий рельеф, гравировку и подкрашенную кость. Они добиваются значительных художественных качеств в своих произведениях, изготовляя подлинно ювелирные вещи. Так же как в произведениях из благородных металлов, здесь часто используются различные символические изображения, почерпнутые из весьма популярной в то время книги  «Символы и  эмблемата»,  впервые изданной в 1705 г. Часто можно встретить и различные сцены из быта дворянства и горожан. Наряду с этим встречались орнаментальные мотивы, почерпнутые из народной росписи по дереву (северо-двинская и др.). По своим художественным качествам русская резная кость XVIII в. стоит на высоком уровне подлинного мастерства.
Значительными декоративными качествами отмечено в середине XVIII в. кружево. В это время не только вновь оживают древние традиции в этой области, но и осуществляются поиски новых композиций, связанных с декоративностью одежды имущих классов. Стилизованный растительный орнамент с применением характерного барочного завитка пользуется и здесь преимущественным предпочтением. Одним из прекрасных произведений этого вида прикладного искусства является хранящаяся в Оружейной палате в Москве многометровая коронационная мантия императрицы Елизаветы, выполненная из серебряного кружева.
Рядом с кружевом стоят всевозможные золотые и серебряные позументы, применявшиеся в изобилии в одеждах представителей господствующего класса, как в гражданских, так и в военных. Последние украшались также богатым золотым и серебряным шитьем, отличавшимся изысканностью рисунка и блестящей техникой исполнения (издавна известен золотошвейный промысел в г. Торжке). Ограничения материальной возможности городского ремесленного населения и крестьянства являются причиной того, что здесь долгое время живут старые традиции как в области покроя одежды, так и ее украшения. Но к середине XVIII в. и здесь наблюдается появление новых орнаментальных мотивов в предметах рукоделия — в подзорах и вышивках.
Нельзя не отметить деятельности шпалерной мануфактуры, изготовлявшей шпалеры (гобелены), украшавшие стены дворцов знати. Среди этих шпалер находим и портреты, выполненные мастерами по оригиналам русских и иностранных художников.
В целом прикладное монументальное искусство, как и искусство бытовых предметов середины XVIII в., отличается повышенными декоративными качествами, столь свойственными архитектуре, скульптуре и живописи того времени. Вместе с ними оно образует то единство, которое свидетельствует о полнокровности русского искусства, высоком мастерстве его художников и народных мастеров-умельцев.
Подводя итог развитию русского искусства второй четверти XVIII в., следует подчеркнуть его самостоятельную линию развития. Одновременно надо отметить, что (русское искусство широко использовало достижения мирового и особенно западного искусства. Но русские художники творчески перерабатывали западноевропейское искусство. Основой для этой переработки служили народное творчество 'и достижения русской художественной культуры предшествующей поры. Творчество лучших иностранных художников в России развивалось под влиянием тех же тенденций. Количество русских зодчих-художников значительно возрастает. Закладываются крепкие основы художественной школы, которая принесет свои плоды в последующие десятилетия. Увеличивается количество выходцев из народа, начинают работу крепостные художники, продолжающие развивать демократические начала в искусстве. Благодаря им крепнут связи  «ученого», профессионального искусства  с народным «искусством.

Рубрика: Культура | |

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ