апреля 25, 2009

В течение второй четверти XVIII в. русская культура значительно продвинулась вперед в своем развитии. Приобретая новые черты, творчески воспринимая достижения Запада, сближаясь с ним, она имела глубокую органическую преемственность с русской культурой предшествующей поры, сохраняла национальный характер.
Для экономической жизни России второй четверти XVIII в. характерно нарастание противоречий между развивавшимися производительными силами и господствовавшими производственными крепостническими отношениями. Это нашло свое отражение и в общественно-экономической мысли. Неслучайно дворянские идеологи проявляли большой интерес к важнейшим социально-экономическим вопросам русской жизни того времени. Идеологом и защитником воззрений крупного русского дворянства выступает А. П. Волынский; В„ Н. Татищев и А. Д. Кантемир отстаивают интересы более широких слоев дворянства, окрепших при Петре  I. Но все они, несмотря на известные расхождения во взглядах, настойчиво высказывались за развитие производительных сил страны, за распространение в России науки и просвещения, хотя исходили при этом из классовых интересов дворянства в целом.
В отличие от воззрений представителей дворянства во второй четверти XVIII в. выявлялись демократические тенденции в общественной мысли, главным образом в народном творчестве. Появление их было обусловлено усилением борьбы трудовых масс против феодального гнета, ростом национальной культуры и национального самосознания.
Передовой мыслитель М. В. Ломоносов считал основной действующей силой именно трудовые слои населения. О широком привлечении народа к знаниям и образованию Ломоносов взывает в своих трудах; он выступает за создание ученых из народа в противовес существовавшему преклонению перед иностранцами. Это были взгляды, защищавшие интересы трудовых масс, а также нарождавшейся буржуазии.
Просвещение во второй четверти XVIII в. ограничивалось узко классовыми задачами. Школа продолжала оставаться сословной. Развивалась система дворянского военного обучения и духовной школы. Школы для трудовых масс по существу не было, не считая специальной школы для подготовки низших армейских чинов, где обучались дети солдат.
Однако экономическое развитие страны способствовало приобщению к образованию некоторой части специалистов, вышедших из трудовых масс. Требовались специалисты по различным отраслям знаний, результатом чего было открытие горных училищ, медицинских школ, а также некоторая демократизация состава учащихся в сфере высшего образования и приобщения их к научной деятельности.
Во второй четверти XVIII в. начала свою работу Академия наук и вскоре стала центром научной мысли России, поприщем русских ученых М. В. Ломоносова, С. П. Крашенинникова и др.
Большие успехи за вторую четверть XVIII в. сделала теория, особенно в области исследования точных наук. Огромным вкладом в развитие русской науки была деятельность величайшего ученого М. В. Ломоносова. Большим достижением в области механики были изобретения А. К. Нарто-ва. Значительны были успехи в области географии и изучения природных богатств страны. Характерной чертой русской науки уже этой поры была ее связь с практикой.
В литературе второй четверти XVIII в. следует отметить формирование нового литературного направления — классицизма. Русский классицизм, будучи выражением дворянской идеологии, имел свои отличительные черты в сравнении с классицизмом Запада. К концу 40-х годов XVIII в. в русском классицизме наметились два направления — дворянское и просветительское, демократическое. В процессе развития русского классицизма в нем укреплялся реализм. Усиливались элементы сатиры и мотивы социального протеста в фольклоре. Глубоко национальными мотивами проникнуты были и публицистические произведения той поры. Церковь постепенно утрачивала былое влияние на литературу. Развитие светской литературы позволило внести большие изменения в развитие языка, пополнить его словарный запас, отказаться от славянизмов и латинизации синтаксиса. Все это подготовило почву для опубликования М. В. Ломоносовым в 1755 г. первой научной русской грамматики.
Немало способствовали дальнейшему росту культуры театр и журнали стика, хотя они еще не получили должного развития в изучаемое время.
В области искусства большого развития достигла архитектура. Во второй четверти XVIII в. продолжало развиваться каменное, светское, церковное и оборонительное строительство на основе традиций древнего русского зодчества.
Начиная с 40-х годов XVIII в. наряду со строительством в столицах, заметно оживляется провинциальное строительство. Русские зодчие творчески осваивали достижения Запада в области архитектурных форм, но в то же время боролись за сохранение национального искусства. В строительных работах, проводимых в это время на Украине, сочетались русские традиции с украинскими. Творчество большинства зодчих этого времени было связано выполнением работ главным образом для представителей господствующего класса — дворянства.
В произведениях русских скульпторов и живописцев второй четверти XVIII в. парадность и условность постепенно преодолевались, особенно в живописи. К концу 40-х годов XVIII в. в живописи и скульптуре выступают реалистические черты, в декоративных росписях середины XVIII в. следует видеть зарождение бытовой живописи, натюрморта и исторической картины. В это время закладываются основы русской художественной школы. Прочная реалистическая основа усматривается в прикладном искусстве, тесно связанном с народным творчеством. Высокого художественного уровпя достигают архитектурная керамика, майолика, фарфор, финифть, стекло, резная кость, резное дерево, всевозможные изделия из серебра и золота, кружево, шитье, и вышивки.
Благодаря связям профессионального искусства с народным русское искусство сохраняло черты оригинальности.
В целом, развитие культуры во второй четверти XVIII в. было связано с подъемом общественного самосознания русского народа и свидетельствовало о дальнейшем укреплении одного из признаков нации — психической общности.
В основе достигнутых успехов в области русской культуры лежало творчество народных масс, которые являлись непосредственными создателями материальных и духовных ценностей.

Рубрика: Культура | |

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ