февраля 13, 2009

Во второй половине XVII и первой половине XVIII в. господствующей культурой на Украине была культура класса феодалов; продолжала развиваться и народная культура.
На протяжении изучаемого времени «культурные связи русского и украинского народов расширялись и углублялись. В первой половине XVIII в, в области науки, искусства, литературы Россией был сделан значительный шаг вперед; это содействовало росту влияния русской культуры на культуру Украины.
Одновременно благодаря установлению тесных экономических и политических связей усиливалось влияние украинской культуры, центром которой оставался Киев.
Развитие науки и просвещения на Украине связано прежде всего с деятельностью Киевской академии, которая по указу 1701 г. из коллегии была преобразована в высшее учебное заведение — академию. Вплоть до середины XVIII в. академия считалась первым по значению высшим учебным заведением в России. В составе ее слушателей были украинцы из всех частей Украины — Левобережья, Правобережья и западных украинских земель, а также уроженцы различных районов России. Известность академии привлекала учеников из угнетенных Турцией и Австрией славянских стран — сербов, черногорцев, болгар. В академии господствовала феодальная идеология; обучение в ней сохраняло церковно-богословский, схоластический характер; однако в первой половине XVIII в. под влиянием российской Академии наук расширяется преподавание естественных наук, географии, математики. Среди учебных дисциплин появились архитектура, медицина, сельскохозяйственная экономия. Академия имела большую библиотеку.
Главную массу студентов академии составляли дети старшины; в сохранившемся реестре слушателей 1729 г. названы представители почти всех известных тогда старшинских семей.
Воспитанники академии были преподавателями многих школ на Украине и в России — в Ростове, Твери, Казани, Тобольске и других городах, а также в Болгарии, Сербии, Черногории. Многие студенты, уроженцы Правобережной Украины, закончив обучение, возвращались на родину и вели там борьбу против католицизма.
Академия оказывала значительное влияние на другие учебные заведения Украины — коллегии в Харькове, Чернигове, Полтаве. Харьковская коллегия была центром просвещения Слободской Украины, в ней с середины XVIII в. также расширяется преподавание светских дисциплин.
В первой половине XVIII в. на Левобережной Украине и Слобожан-щине продолжало существовать значительное количество сельских школ; для детей старшины существовали закрытые учебные заведения, пансионы, интернаты.
Несравненно более тяжелым было состояние просвещения в первой половине XVIII в. на Правобережье и западных украинских землях. Школ здесь было очень мало, да и те преимущественно «дьяковки» (в которых преподавали странствующие «дьяки»).Польское правительство,стремившееся к полонизации населения, всячески поддерживало иезуитские коллегии (во Львове, Луцке, Баре, Виннице и других городах), а также униатские школы. Обучение в них носило ярко выраженный польско-католический характер.
Во второй половине XVIT и начале XVIII в. еще имели значение школы православных братств.
Просвещение в Буковине и Закарпатской Украине находилось в еще более тяжелом состоянии. В Закарпатской Украине проводилась политика мадьяризации.
В первой половине XVIII в. появляются новые памятники исторической литературы — летописи, дневники, хроники, историко-публицисти-ческие произведения. Авторы этих произведений преимущественно вышли из старшины, поэтому в их произведениях ясно выражены требования феодалов Украины относительно сохранения привилегий и полного уравнения в правах с русским дворянством. Эти произведения стремились оправдать господство старшины над народными массами.
Наиболее распространенные летописи — так называемая «летопись Самовидца» (автором ее, как можно предполагать, был представитель старшины Р. Ракушка-Романовский), а также летописи, написанные С. Величкой и Г. Грабянкой,— излагают преимущественно историю борьбы украинского народа против шляхетской Польши в 1648—1654 гг. и события второй половины XVII в. Большой интерес для изучения экономической и культурной жизни этого времени представляют дневники, в частности дневник генерального подскарбия Я. Марковича 1.
Появляются попытки дать обзор истории Украины в хронологическом, систематизированном виде. Такой характер носит «Летописец си есть кро-ника» Л. Боболинского (1699).
Большой шаг вперед в XVIII в. сделала украинская литература. Старая церковная литература имела меньшее влияние, заметно выросло значение светской литературы.
Под влиянием более передовой и развитой русской литературы в украинской литературе возникли новые жанры, в том числе стихотворная сатира на социальные темы; росли элементы реализма.
«Школьная драма», популярная в предшествующий период, постепенно отходила от узко церковной тематики. В основу сюжета нередко брались исторические события. Так, в драме Ф. Прокоповича «Владимир», поставленной в Киевской академии в 1705 г., звучат  мотивы  борьбы за просвещение, против сторонников застоя. В образе противников Владимира автор показал духовенство, боровшееся против прогресса и просвещения.

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ