февраля 13, 2009

Большой популярностью пользовалась драма неизвестного автора «Милость бояия Украину... через Зинов1я Богдана Хмельницкого свободив-шая» (1728). Ее сюжетом были события освободительной войны 1648— 1654 гг. и деятельность Богдана Хмельницкого. В драме изображена торжественная встреча Хмельницкого в Киеве в конце 1648 г.; для данного произведения характерны патриотическое настроение, любовь к героической истории своего народа.
В этой драме, как и в более поздней — «Воскресение мертвых» Г. Ко-нисского (1747), отразились классовые противоречия, существовавшие на Украине,— захват старшиной казацких и крестьянских земель, насилия старшинской администрации, протест со стороны населения.
Мотивы протеста против феодального строя звучали и в интермедиях,, которые продолжали ставиться во время антрактов театральных представлений.   В   интермедиях   изображались   столкновения   между   шляхтичами и крестьянами, запорожцы, прогоняющие вместе с крестьянами помещика; в интермедиях давалась сатира на польских панов и арендаторов. Народный характер интермедий, их реализм, юмор делали их популярными и обеспечивали их влияние на украинскую литературу. Очевидно, многие из них были написаны «школярами» — студентами из мещанских и казацких слоев.
Значительно меняется характер стихотворений. Торжественные панегирические произведения все более уступают место стихотворениям на исторические и бытовые темы.
Значительное распространение получает лирическая поэзия, произведения которой разбросаны в многочисленных рукописных сборниках. В большинстве это — романсы, написанные в стиле сентиментальной поэзии. Близкие к народу авторы этих произведений — студенты, странствующие «дьяки» — вводили в них элементы народного творчества.
Быт украинского народа, средних городских слоев — мещан, ремесленников — нашел яркое отражение в стихотворениях монаха Климентия Зиновьева (конец XVII —начало XVIII в.), в которых автор показывает свою антипатию к богачам, угнетающим народ. Однако Климентий Зиновьев не поднимался до явного протеста против существовавшего социального строя.
Ценнейшим памятником народной украинской культуры первой половины XVIII в. является устное народное творчество. Оно отразило тяжелое положение народных масс, их стремление сбросить власть угнетателей, призывы к борьбе и восстанию. Народ создавал исторические и лирические песни. Авторы их в громадном большинстве неизвестны. С определенными авторами связываются только некоторые песни, но и то не вполне достоверно. Несомненно, что главными творцами богатого фольклорного наследия были представители трудового народа.
Крестьянские песни отразили глубину социальных противоречий. В то время как дворянская литература пыталась показать крестьянство «поющим и приплясывающим», крестьянские песни рисуют ужасы «вражо? панщини», насилия помещиков, управителей, голод и нищету, они показывают что богатство помещиков создается за счет разорения крепостных.
Песни рассказывают о бегстве крестьян в Запорожье, в леса, южные степи. В них звучат призывы к борьбе против угнетателей. Народные пес-пи с любовью рассказывают о повстанцах, о борьбе гайдамаков, галицких опришков.
В народных песнях нашли широкое отображение разные стороны крестьянской жизни: крестьянский труд, семейный быт и др.
Народ создавал многочисленные легенды, повествующие о его любимых героях — Богдане Хмельницком, Семене Палие, Олексе Довбуше. Народное творчество рисовало их могучими и отважными богатырями, беззаветно любящими свою родину, свой народ.
На Украине попрежнему пользовался большим успехом «вертепный» театр. Представления этого жанра, зародившегося еще в предшествующие столетия, из Украины распространились по России и дошли даже до Сибири — Тобольска и Иркутска. Иной характер носили: и другого слушателя обслуживали постановки в Киевской академии и в других учебных заведениях. Для привилегированного слушателя ставились трагедии на различные библейские сюжеты и драмы на исторические темы.
Как и в предшествующее время, музыкальная культура украинского народа была высокой. В музыкальном искусстве ясно различаются народное творчество и музыка господствующего класса. По селам и городам Украины странствовало много певцов, лирников, бандуристов, кобзарей. Они пели песни, посвященные героическому прошлому украинского народа, его борьбе против гнета панов, его любимым героям.
В известном «Реестре нотных тетрадей» Львовского братства упоминается 267 произведений различных украинских композиторов. В 1737 г. в Глухове было открыто музыкальное училище. Украинские песни и музыка пользовались популярностью в России.

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ