февраля 13, 2009

Музыка и театр распространялись в имениях феодалов, где существовали оркестры, оперные и балетные труппы из крепостных. В Киеве и других городах при магистратах и ратушах существовали духовые оркестры.
Развивалась народная живопись. Среди украинского народа было много талантливых живописцев, дарования которых не могли развернуться в тяжелых условиях феодального гнета. Многочисленные художники — выходцы из народа — украшали (росписью здания, рисовали портреты, расписывали церкви, украшали рисунками жилища, печи, стены, окна. Для обслуживания нужд церкви и светских феодалов живописцы готовились в двух художественных школах в Киеве — при Лавре и при академии.
На высоком уровне находилось граверное искусство, центрами которого были Киев, Львов, Чернигов, Новгород-Северский. Из мастеров-граверов следует назвать Л. Тарасевича — автора ряда портретов, выполненных гравировкой на меди, и Г. Левицкого.
Архитектурные памятники этой эпохи, как и в предшествующие десятилетия, украшались богатым скульптурным орнаментом, изображающим гирлянды листьев и цветов. Такой характер носит, например, Всех-святская церковь в Киеве (над так называемыми «экономическими» воротами Лавры).
На развитие украинской архитектуры оказало большое влияние русское зодчество. В творческом содружестве работали здесь выдающиеся русские зодчие XVIII в.— Старцев, Растрелли, Квасов, Неелов — и талантливые украинские мастера — Ф. Старченко, С. Д. Ковнир и др.
В начале XVIII в. Старченко реставрировал (после пожара) в стиле барокко большую лаврскую церковь. В 50-х годах XVIII в. талантливый архитектор, крепостной Лавры, Степан Ковнир построил в усадьбе Лавры флигель с высокими барочными щитами и колокольню дальних лаврских пещер. Много зданий было построено в эти годы Иваном Григоровичем Барским: частные дома на Подоле, фонтан Самсона, кельи Межигорского монастыря. К этому же времени — середина XVIII в.— относится создание собора Юра во Львове, являвшегося центром целого архитектурного ансамбля.
Широко было распространено на Украине керамическое производство. Изразцы украшались рисунками, выполнявшимися с большим мастерством и отличавшимися богатством красок.
Народное творчество нашло свое яркое выражение в производстве ковров и вышивок. Ковры украшались художественным орнаментом; на Левобережье и в Слободской Украине в орнаменте преобладали изображения растений, в западноукраинских землях — изображения различных геометрических фигур.Украинские националисты стремились всячески затушевать прогрессивное влияние на Украину русской экономики и культуры. Между тем это влияние существовало и укреплялось.
Наличие сильной, испытанной в боях русской армии, возросшая мощь Российской империи сдерживали агрессивные стремления султанской Турции захватить украинские земли и положили конец стремлениям шляхетской Польши закабалить Левобережную Украину.
Строительство в России фабрик и заводов, развитие широких торговых связей оказывали положительное влияние на экономику Украины. На Украине развивалась промышленность, появились первые мануфактуры. На Украине работало много русских специалистов-мастеров и рабочих, строивших крепостные сооружения, речные суда, промышленные предприятия. Украина все больше втягивалась в общероссийский рынок. Усилилось влияние на культуру украинского народа русской культуры, сделавшей в начале XVIII в. большой шаг вперед.
Вместе с тем продукция сельского хозяйства и промышленности Украины обогащала товарооборот в пределах всероссийского рынка; русские пороховые заводы обеспечивались украинской селитрой, суконные мануфактуры работали в значительной степени на шерсти, поступавшей с Украины. Ее специалисты по производству стекла ценились в Москве.
В Москву доходили произведения украинской литературы. В Киевской академии получали образование многие русские люди.
Эти взаимосвязи сыграли большую роль и в дальнейшей совместной борьбе двух братских народов против угнетателей и внешних врагов.

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ