февраля 13, 2009

Состав повинностей крестьян Кобринской экономии в 1742 г., когда здесь уже обозначалось усиленное развитие фольварочного хозяйства, свидетельствует о росте барщины. В инвентаре 1742 г. написано 1: «Согласно давних прав и комиссии 1679 г. работали по 2 дня с тяглой волоки; основной чипш, за дрова, сено, подводы и лановое платили (вместе за все) 10 тынфов 2 11 грошей. Дякла давали с такой тяглой волоки — по 1 бочке жита и 2 бочки 3 овса».
Таким образом, в конце XVII в. в данном хозяйстве существовали все виды феодальной ренты. После разорения экономии, по данным того же инвентаря, крестьян освободили от дякла или оброка натурой, но зато увеличили чинш до 18 тынфов и барщину до 4 дней в неделю. Кроме того, крестьяне были обязаны выполнять следующие работы и сборы: «3 дня дымщины летом4, по очереди сторожа недельная, но с освобождениед в ту неделю от барщины 5, зерно возить к сплаву; овса лесового (за право рубить лес для своих нужд, но не на продажу.— Ред.) — 1 шанек с каждой тяглой, но не чиншевой волоки6, прокураторщина7 и вписное8 по грошу от уплачиваемого злотого».
В других королевских имениях сохранилась двухдневная барщина от волоки (Сущики, Хабовичи); во многих — недельной барщины не было, и крестьяне отбывали только «дымщиыу» и платили высокий чинш (Ко-зиша, Осова, Римки, Ольшаны и др.)? в ряде сел (Углы, Березна, Камень, Челещевичи и др.). к денежной ренте добавились бочка ржи и другие, по уже второстепенные платежи 9.
Кроме указанных повинностей все крестьяне платили «подымное» (государственный налог), а крестьяне государственных и церковных поместий еще и «гиберну» (военный налог на содержание армии).
К середине XVIII в. увеличились повинности населения, особеппо барщина, также в староствах и державах. К примеру в старостве Мядель-ском, по инвентарю 1743 г. 10, крестьяне платили с одной тяглой волоки 20 зл.; давали 2 бочки овса, 4 горсти льна, одну горсть конопли; отбывали 2 дня недельной барщины и 6 дней в год «гвалтов» (экстренных работ) и поставляли подводы.
Особой тяжестью отличались повинности крестьян в частных имениях. В  имени  Соколово  Ошмянского  повета,  состоявшем  из  семи деревень, крестьяне, по инвентарю 1753 г., с надела в 7з тяглой и 7з «приемной» волоки давали 7 зл. чинша, 1 четверть зерна ржаного, пресного меду — 1 кварту, 1 тальку льна, 1,5 сажени сети, полгуся, 1 курицу, 10 яиц, грибы, орехи и ягоды; отбывали в неделю два дня мужской и два дня женской барщины, «недельную стражу в очередь», две подводы в год до Вильно либо Минска. В счет экстренных работ девушки зимой пряли во дворе владельца один день в неделю К
Типичное крестьянское хозяйство в Белоруссии в это время имело 0,5 волоки, из которых чаще всего лишь 0,25 волоки были барщинная, остальная же земля была на оброке.
Эксплуатация крестьян феодалом не ограничивалась приведенными выше поборами и повинностями. Крестьян всячески отягощали разного рода владельческие монополии. Крестьянин должен был молоть на мельнице господина, покупать вино в его корчме, а если ее не было, уплачивать «корчемные пенязи» за право варить спиртные напитки дома. Крестьяне могли продавать и покупать только на базаре, находившемся во владении их господина.
Радзивилл в 1754 г. угрожал жителям Кричевского староства смертной казнью, если они будут ездить на базары в чужие местечки. К этому прибавлялось иногда требование, чтобы крестьяне продавали лен, коноплю, меха, мед, воск, хлеб и другие продукты хозяйства только своему помещику и покупали у него соль, сельди, гвозди, косы и другие товары, разумеется, но монопольным ценам.
В жизни деревни при распределении земли и раскладке повинностей большую роль играла крестьянская община. Крестьянская община в «столовых» экономиях и староствах, в меньшей мере в церковных и шляхетских в первой половине XVIII в. в основном сохраняла в своем пользовании старинные общинные земли. Земельный фонд общины в первой половине XVIII в. после опустошения часто выростал за счет принудительной выгодной помещику передачи ей многих пустующих земель отдельных разоренных крестьян. Плату помещику за них в таких случаях должна была вносить община, а не индивидуальные держатели. В отдельных случаях крепостники считали выгодным передавать экономически сильным общинам даже весь надельный земельный фонд. Так было в селах Руд-ского ключа (Полесская волость), Берестейского и других местах. В этих селах все повинности деньгами, натурой и работой община выполняла «огулом».
Крестьянские общины во всех экономиях принуждены были принять на себя уплату «корчемных пенязей», а позже «сухой аренды» (уплаты за помещичью монополию спиртных напитков) и экстренных сборов: контрибуций, провианта, «поклонов» (сборов в пользу государственных должностных лиц) и т. д.

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ