мая 13, 2009

Боролись с феодалами за свои права и городские общины, хотя эта борьба была не столь решительной, как борьба крестьян, и носила преимущественно характер жалоб королю на злоупотребления его администрации и просьб о помощи. Борьба городов с феодалами ослаблялась наличием борьбы внутри города.
Внутри города в первой половине XVIII в. шла упорная борьба как между мещанством и патрициатом, в руках которого было фактически городское управление, так и внутри городской еврейской общины. Шла борьба внутри как цехов, так и гильдий.
Борьба внутри цехов в белорусских городах иногда принимала довольно острые формы, выливаясь в выступления челяди против мастеров и купцов. Ученики и подмастерья нередко, не выдержав эксплуатации, убегали от мастеров, но их ловили и с санкции городских управлений били 2.
Обострялась борьба в еврейских общинах. Находившиеся в очень тяжелом положении мелкие ремесленники и торговцы на протяжении всего XVIII в. вели упорную борьбу против еврейских богачей, в руках которых было управление еврейской общиной  (кагалом).
Народное сопротивление против феодально-крепостнического гнета в городах и селах с годами нарастало, расшатывая основы феодального строя.Национальное угнетение белорусов вызывало возмущение в русском народе. Русское правительство часто делало представления польскому королю по поводу религиозного угнетения белорусов. Иногда это имело успех и приводило к кратковременным уступкам. Поддержка со стороны русских укрепляла белорусов в их борьбе с колонизацией, вселяла сознание, что белорусы не одиноки, что они имеют защитника в лице русского народа.
Культура Белоруссии первой половины XVIII в., в особенности народная, не претерпела особых изменений за 50 лет, по сравнению с XVII в.; но все же ее, как и экономику, характеризует упадок.
Феодалы Белоруссии в подавляющем большинстве ополячились и вместе с польскими феодалами проводили «полонизацию» страны.
В XVIII в. в Белоруссии господствовала польско-католическая школа. Образование и воспитание подрастающего поколения были всецело в руках многочисленных католических монашеских орденов, главным образом иезуитов. Обычно в воеводском и поветовом городе была школа, в которой учили чтению, письму и счислению на польском и латинском языках; главным же образом в ней учили молитвам и катехизису. В старших классах, если они случались в этих школах, к этому прибавлялось еще чтение латинских писателей. Науки математические и естественные не только не преподавались, но и преследовались. Школа не выпускала нп врачей, ни юристов.
Для подготовки духовенства были устроены семинарии. Офицеров готовили в специальном кадетском корпусе в городе Несвиже. В школах обучались дети шляхты и отчасти верхушки мещан. В подавляющем большинстве мещане оставались неграмотными. Преподавание велось на польском языке. Школ с белорусско-славянским языком обучения в XVIII в. сохранилось немного, да и те находились почти исключительно в восточной части Белоруссии.
Печатание книг сильно сократилось. Крупная типография униатских монахов (базилиан) была в Супрасле. Здесь печатались книги, преимущественно церковные, на латинском и славянском языках (библия 1743 г.). Получили некоторое распространение мемуары, но художественных произведений создавалось очень мало.
Наряду с культурой господствующего феодального класса, существовала культура народная. Народ, невзирая на все репрессии, сохранил свой родной язык и богатое устное творчество — песню, сказку и т. п. В песенном и сказочном творчестве народа усиленно звучат антифеодальные мотивы. Составляются исторические песни, отражающие народную борьбу против иноземных захватчиков. Сохранялись «школьная драхма» и наиболее связанная с народным творчеством интермедия. В интермедии первой половины XVIII в. автор ее вскрывает тяжелое положение белорусского крестьянина, высмеивает феодала-угнетателя.
В Белоруссии распространена была «батлейка», т. е. народный кукольный театр.Народ сберегал и развивал старинное искусство резьбы по дереву, о чем свидетельствуют сохранившиеся резные наличники окон и дверей, потолочные балки, церковные украшения. Художественностью отличилась резьба по кости, рогу и камню. Национальные традиции сохранились в прикладном искусстве — росписи посуды, узоре тканей, вышивках и кружевах.
Народ сумел сохранить свою музыку, танец и песню, он пронес их через века и сберег до тех времен, когда белоруссы, соединившись в одной братской семье с русским 'народом, получили возможность развивать в обогащать свою культуру.

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ