февраля 13, 2009

Наряду с правительственными мероприятиями в  области школьного образования в Карелии наблюдается и другое явление, идущее вразрез с миссионерской деятельностью господствующей церкви. В раскольническом центре Карелии — Выгорецком общежительстве открываются школы грамоты для детей обоего пола, а также школы, готовившие писцов для переписывания раскольничьих   сочинений,   иконописцев   и   певчих. Здесь   обучались   дети   карельских   и   русских   крестьян-старообрядцев. Получив в 1705 г. право свободно отправлять богослужение   по   старопечатным книгам, Выгорецкое общежительство широко использовало его как для своих коммерческих целей, так и для религиозной пропаганды среди местного карельского и русского населения. В связи с этим у раскольников получают свое развитие художественные ремесла. Выгорецкие художники создают свою школу иконописи, получившую название «поморское письмо». Оно отличалось высоким мастерством и сложностью рисунка, богатством и разнообразием красок и обилием золота. Большого искусства для того времени достигли изделия из   латуни, преимущественно предметы религиозного   культа   (кресты,   иконы,   застежки   для   церковных   книг и др.), получившие название «поморского литья».   Лексинское   женское общежительство славилось своим художественным шитьем золотом и шелками по бархату, шелку   и парче.   Стоявшие   во   главе    общины  братья Андрей  и   Семен   Денисовы   собрали   большую   библиотеку,   в   которой, помимо церковных   раскольничьих   книг, было   много   произведений по самым различным отраслям знания: истории, философии, географии, словесности, медицине, архитектуре и т. д.
Народные массы продолжали хранить свою национальную самобытность, свой язык. Народное творчество карел и русских отражается в народных песнях, былинах, преданиях. Изобразительное искусство — иконопись, резьба по дереву, вышивка также отличались ярко выраженным народным характером.
В первой половине XVIII в. в Карелии продолжает развиваться народное    деревянное    зодчество.    Постройки    русских    и    карельских зодчих-плотников достигают высокой художественной выразительности. Как в гражданском, так и в церковном деревянном зодчестве, характерном для русскою Севера, строители широко пользовались, народными приемами, выработанными с древних времен при постройке хором и боярских теремов, например фронтоны в виде бочек и кокошников, точеные столбики крылец и галерей, отделка окон фигурными резными наличниками — все это свидетельствует о большой изобретательности, основанной на глубоком знании конструктивных свойств дерева. Два основных типа церквей — с шатровыми верхами и многоглавые — продолжают оставаться наиболее распространенными формами церковного деревянного зодчества для всего XVIII в. Из церквей, построенных в первой половине XVIII в., к многоглавым относятся: 17-главая Покровская церковь в Вытегорском погосте (1708) и 22-главая Преображенская церковь в Кижах (1714); к шатровому типу — Успенский собор в Кеми (1714), Никольская церковь в Шижне (1733). В этих памятниках строгая простота и ясность композиции сочетаются с умением связать силуэт здания с окружающим его пейзажем.
Обследования природных богатств Карелии в изучаемое время были направлены не только на изыскания руд, но и связанных с их местонахождением минеральных источников. В 1714 г. у Равболота (в 9 верстах от Кончезерского завода), где добывали железную руду, приписным карельским крестьянином Иваном Рябоевым был обнаружен целебный источник, содержащий в себе железо и сернокислый натрий. У этого источника в 1719 г. был открыт первый в России курорт, названный «Марциальными водами» . Во второй четверти XVIII в. курорт постепенно теряет свое значение. В 1752—1753 гг. правительством были сделаны попытки возобновить его деятельность, но при засильи иностранцев в медицинских учреждениях того времени это не могло иметь успеха, так как русские минеральные источники создавали конкуренцию европейским привозным водам2.
Первая половина XVIII в. в Карелии характеризуется понижением жизненного уровня большинства трудящегося населения. Рост феодальных повинностей во время Северной войны и распространение на государственных крестьян форм крепостнической эксплуатации путем приписки их к казенным заводам обостряли начинавшийся процесс социального расслоения. С одной стороны, наблюдалось постепенное разорение и обезземеление части крестьянства, а с другой — обогащение крестьянской и посадской верхушки, выделявшей из своей среды подрядчиков, судовладельцев и промышленников. Образование горнозаводского района в Карелии ускорило дальнейшее развитие производительных сил. Борьба крестьян Карелии против крепостнических форм эксплуатации в первой половине XVIII в. является  предпосылкой  для последующих  более   активных совместных выступлений карельского и русского крестьянства в конце 60 начале 70-х годов XVIII в., когда эти выступления сливаются -с общей волной антифеодального движения по всей стране.

Рубрика: Народы Севера | |

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ