февраля 13, 2009

Саамы жили на Кольском полуострове. Точных сведении о количестве населения Кольского полуострова нет. По неполным данным третьей ревизии (1762—1763), Кольских лопарей было около 400 душ м. п.4
Как и в XVII в., саахмы в первой половине XVIII в. продолжали заниматься охотой и рыбной ловлей. Не ИхМели они и прочной оседлости, передвигались с одного места на другое, туда, где они занимались рыбной ловлей или охотой в данное время года.
ЗвхМледелие у Кольских саамов было развито крайне слабо. Полевое хозяйство велось в форме подсеки. Занимались саамы и оленеводством, которое, как и земледелие, не являлось их основным занятием.
Вместе с тем в XVIII в. сохраняла свое значение и охота на диких оленей. Наряду с охотой на пушных зверей и птицу, главным образом водоплавающую, охота на диких оленей являлась серьезным подспорьем в хозяйстве саамов.
Обработка продуктов хозяйства не выходила за рамки домашней промышленности. Мужчины изготовляли деревянные лодки, легкие и плотные, сани, похожие своим внешним видом на лодки, кожаную оленью сбрую. Они же выделывали деревянную посуду, украшенную резьбой, а иногда инкрустацией из кости, олова и оленьего рога. Женщины занимались выделкой мехов, приготовлением ниток из жил, вязали сети, волочили оловянную проволоку, шили кожаную и суконную одежду, которую украшали вышивкой из шерсти и волоченого олова .
 В начале XVIII в. в период, когда правительство Петра I стеснило хозяйственную деятельность монастырей, саамам Нотозерского,. Соньельского и Воронецкого погостов удалось получить царскую грамоту от декабря 1709 г., подтверждающую их права на рыболовные угодья, и запрещающую монастырским и двинским промышленникам захватывать эти угодья 2. Но в дальнейшем промышленники-скупцы вновь начали наступать на саамские угодья.
Непосредственным следствием тяжелого экономического положения был постоянный голод среди саамов. Многие из них уходили из родных мест3. Те же из саамов, которые не покидали мест своего жительства, попадали в кабальную зависимость к местным и приезжим купцам и рыбопромышленникам.
Саамы, как государственные крестьяне, должны были платить подушную подать и оброчный сбор, а также нести расходы на мирское управление. При слабом развитии производительных сил, эти повинности были тяжелы и вызывали жалобы и недовольства.
Наиболее распространенной формой протеста саамов в изучаемое время были побеги. Источники, известные нам, не сохранили сведений о других формах классовой борьбы.
Официально саамы считались христианами, но у них были сильны пережитки языческих верований. Сохранялись священные места, были и служители культа — волхвы. Эти волхвы указывали какому божеству в каких случаях следует приносить жертву. Волхвы занимались и предсказаниями. Практиковалось жертвоприношение богам. В священных местах устраивались жертвенники. Каждый саам приносил жертву сам. В жертву приносились кости и рога животных, так как, согласно верованию саамов, боги сами должны были одевать их мясом.
Но вместе с тем большинство саамов исполняло и христианские обряды, православные и лютеранские, поскольку и часть саамов приняла христианство от русских, часть от норвежцев !.
В какой мере было влияние русских на культуру саамов, трудно сказать, так как от первой половины XVIII в. по этому вопросу нет материалов. Едва ли можно сомневаться, что это влияние сказывалось в усилении занятий земледелием и в заимствовании у русских отдельных предметов бытового обихода .

Рубрика: Народы Севера | |

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ