февраля 13, 2009

Развитие путей сообщения повлекло за собой энергичные меры по устройству и заселению новых трактов. Ямское дело заметно шагнуло вперед. Только в Западной Сибири в середине XVIII в. было более 9 тыс. ямщиков.
Сдвиги в экономическом развитии Сибири отразились и на развитии культурной жизни ее населения. В начале XVIII в. в Тобольске, Енисейске и др. городах возникают первые училища. В 1723 г. в Тобольске при архиерейском доме существовали две школы, в которых обучалось около ста детей нерусского населения. Во время второй Камчатской экспедиции А. И. Чириковым и В. Берингом было положено начало школьному делу на Камчатке. В Сибири начал свою деятельность выдающийся русский «механнкус» Иван Иванович Ползунов (1730—1766). В далекой Сибири Ползунов совершил замечательное техническое открытие: он построил машину, которая использовала пар для получения механической энергии. Это была первая паровая машина.
Немалую роль в культурной жизни Сибири сыграли политические ссыльные. Так, например, ссыльный монах Григорий Новицкий в 1716 г. написал этнографическое сочинение «О народе остяцком», уже в XVIII в. переведенное на немецкий язык.
Успехи колонизации сказались прежде всего в росте русского населения в Сибири. Если в 1697 г. в Сибири насчитывалось 36 580 чел. м. п. русского населения, то в 1727 г. податные сословия составляли около 170 тыс. ревизских душ.
Изменения, происшедшие в экономике и в политическом строе России в XVIII в., отразились и на хозяйственной политике в отношении Сибири.
Сибирь постепенно теряла значение поставщика драгоценных мехов. В условиях роста товарно-денежных отношений государственный бюджет гораздо меньше нуждался в пушнине; сборы пушнины все больше переводились на деньги, что оказывало заметное  влияние на хозяйственный быт нерусского населения и сближало его с бытом русского поселенца-крестьянина. Правительство настойчиво проводило русификацию восточных окраин страны, стремясь крепче связать их с системой абсолютистского государства. В этой русификации важная роль отводилась православной церкви, превращенной при Петре I в послушное орудие императорской власти. В 1712—1714 гг. было осуществлено массовое крещение манси и хаитов и сделана попытка обратить в христианство татар-мусульман. Позже крещению подверглись народы Восточной Сибири — ительмены, якуты и другие.
Однако методы царского колониального режима, сеявшего национальную рознь в Сибири, не должны заслонять тех положительных явлений, которые вносило в жизнь сибирских народов экономическое и культурное общение с русским народом.
Многонациональное население Сибири не мирилось со своим угнетенным положением и упорно боролось против царского колониального режима. Крупные выступления имели место среди ительменов и коряков вначале 1710-х, в 30 и 40-х годах XVIII в. Эти восстания были жестоко подавлены.
Характерно, что в «бунте» камчатских народов в 1710—1712 гг., совпавшем с выступлением мелкого служилого люда на Камчатке, историк П. Словцов усматривал «увлечение казацким самовольством» .

Рубрика: Народы Сибири | |

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ