февраля 13, 2009

Ханты (остяки) и манси (вогулы) составляли одну из значительных групп коренных народов Сибири. В изучаемое время они занимали бассейн средней и нижней Оби. Ханты жили по самому течению Оби, от впадения в нее pp. Пайдугиной и Парабели — и до самых низовьев, а также по многочисленным правым ее притокам и в низовьях Иртыша. Манси населяли территорию по левым притокам Оби и Иртыша — по Тавде с Лозьвой и Пелымом, по Конде, Сосьве и Ляпину.
В хозяйстве этих народов преобладало рыболовство (ханты) и охота (манси). Черты старинного быта хантов и манси сохранили свою силу и в XVIII в.— езда на собаках, полуземлянка и конический берестяной чум в качестве жилища, одежда из рыбьей кожи, древние формы верований и обрядов. Однако культура хантов и манси на севере подвергалась сильному влиянию тундровой оленеводческой культуры и ее носителей — самодийских племен (ненцев и др.)- Северные ханты и манси также разводили оленей, запрягали их в нарты, имели такие же крытые оленьими шкурами   чумы, носили:   такую же глухую   меховую одежду. У южных хантов и манси сказывалось влияние степной скотоводческой культуры: здесь {разводили лошадей и рогатый скот, жили оседлыми поселками. Наконец, некоторые черты хозяйства и культуры хантов и манси свидетельствовали о влиянии населения лесостепной полосы Восточной Европы. Материальная культура характеризуется наличием срубных жилищ (четырехугольная юрта), выделкой холста из дикорастущей крапивы Туникообразный покрой холщевой рубашки и орнаментация ее вышивкой, мужская верхняя одежда, запахивающаяся налево, многострунные музыкальные инструменты,— все это указывает на древние связи с народами Восточно-Европейской равнины. Общение с трудовыми массами русского народа оказывало благотворное влияние на хозяйственное и культурное развитие ханто-мансийских племен. В районах, где были более или менее благоприятные условия для земледелия, ханты и манси переходили к хлебопашеству.
Этот своеобразный быт во многом сохранился у хантов и манси не только в XVIII в., но и позднее. В общественном строе этих народов происходили значительные изменения, явственно сказывающиеся в изучаемое время.
Все резче выделяется родо-племеяная верхушка — «князцы», имущественно более сильная. В 1692 г. Исбранд Идее писал, что «остяки имеют своих князей», которые «несколько сот шелашами владеют...» !. Им царское правительство передавало административные права и, в частности, доверяло сбор ясака.
В первой половине XVIII в. ханты и манси подверглись массовому крещению, начатому по царскому указу.
Миссионеры ревностно распространяли православие среди местного населения, действуя убеждением, заманиванием, запугиванием и другими принудительными методами, расправляясь с «кумирами» и «капищами», до выражению документа, «сокрушиша, разориша и сожгоша». Миссионеры действовали через местных князьков, стараясь крестить их в первую очередь и при содействии последних распространять новую религию среди их «подданных». И все же часто население оказывало решительное сопротивление. Нередко после крещения прежняя религия сохранялась почти в неприкосновенности. Несмотря на насильственный характер, христианизация имела и прогрессивное значение для хантов и манси. Принятие новой религии содействовало культурному сближению местного населения с русским населением и облегчало тем самым положительное влияние последнего на быт и культурное развитие хантов и манси.

Рубрика: Народы Сибири | |

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ