февраля 13, 2009

Население Алтайской горной страны, отличавшееся большой этнической пестротой, только в середине XVIII в. окончательно вошло в состав Российской империи. Ранее племена северной части Алтая имели двойное подданство, были «двоеданцами», платя дань одновременно и России и Джунгарии. Население южной части Алтая состояло в подданстве джун-гарского хунтайчжи.
Южный и северный Алтай различались как по природным, так и экономическим и политическим условиям 3.
Северная, предгорная и горно-таежная полоса — Кузнецкий Алатау и Большая Алтайская Чернь — была издавна населена охотничьими племенами, которые в то же время занимались и скотоводством и земледелием. На территории северного Алтая находились «волости»: Кузнецкая, Кер-гешская, Комляжская, Южская, Кумандинская и др. Население жило в постоянных селениях и улусах, жилищем служили бревенчатые срубные избы, землянки, а для уходящих зимой на промысел охотников — легкие шалаши. В культуре населения северного Алтая сохранилось много черт, сближавших его со старинными насельниками таежной полосы Сибири.
В южной, горно-степной полосе Алтая сложился иной тип хозяйства и культуры. На богатых горных лугах здесь паслись многочисленные стада, принадлежавшие кочевникам, издавна заселявшим южный Алтай. Люди обитали в приспособленных для кочевок легких круглых юртах-аилах. В течение года население кочевало вместе со своим скотом. Охота преобладала лишь в горно-таежных районах. Существовало и земледелие,но возделываемые площади были невелики, а орудия обработки весьма примитивные: ручная мотыга — абыл и одноконная небольшая соха — аядазын. Развитие земледельческой техники шло крайне медленно.
У населения как южного, так и северного Алтая сохранились черты родо-племенного быта. Но роды по своему происхождению вовсе не представляли собой настоящих кровных союзов, большая часть родов составилась в результате многовековых передвижений кочевого населения и в изучаемое время в значительной степени утратила прежнее значение. С другой стороны, внутренние отношения племен южного Алтая уже давно переросли рамки родового строя. Роды превратились фактически в административные единицы. В обществе имело место имущественное неравенство и намечалось классовое расслоение; власть принадлежала богатой   верхушке,   развивались   патриархально-феодальные   отношения.
Эти изменения в общественном строе особенно заметны были среди населения южного Алтая. Владельцы крупных стад скота имели большую власть над населением, пользуясь и пережитками патриархальных отношений и средствами внеэкономического принуждения, в виде дружин, составленных из вооруженных слуг. По отношению к джунгарскому хуя-тайчжи алтайские зайсаны (знать) выступали как вассалы, собирая для л его с населения дань — алман — и 'выставляя в необходимых случаях вспомогательную военную силу.
Такое положение сохранялось до середины XVIII в., до падения Джунгарии.
Учитывая сложившуюся обстановку и просьбы южноалтайских племен, правительство России приняло решение — присоединить весь Алтай до водораздельных хребтов к российским владениям (1757). В руки России перешел весь бассейн Катуни, Чуй, Чарыша, Телецкое озеро с Чулыш-маном. По соглашению 1758 г. с Китаем вся названная территория осталась за Россией, за исключением бассейна Чуй, жители которого оставались  «двоеданцами»,— они обязались платить ясак и России и Китаю.
Вновь присоединенные области были включены в состав «Алтайского горного округа», который еще по указу 1747 г. считался собственностью «Кабинета», т. е. частным владением царской фамилии. В дальнейшем все доходы, получавшиеся с этой богатой страны, шли не в государственную казну, а непосредственно в пользу двора.

Рубрика: Народы Сибири | |

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ