февраля 13, 2009

В жизнь бурятского народа XVIII в. внес существенные изменения. К середине этого века закончились передвижки племенных и родовых групп, начавшиеся еще в XVII в. Западных бурят эти передвижки затронули 'меньше, они продолжали жить, как и раньше, по Ангаре и ее притокам, в верховьях Лены и на о-ве Ольхоне. Однако территория, заселенная бурятами, несколько сократилась. Из района Братского острога они уже к 1730-м годам откочевали. В Забайкалье буряты окончательно заняли бассейны притоков Селенги.
Кочевое скотоводство продолжало оставаться основой хозяйства бурят, особенно в Забайкалье, где оно часто принимало крупные размеры. У западных бурят скотоводство было развито слабее. По богатству, т. е. по количеству скота,— писал в 1736 г. И. Г. Гмелин,— балаганские (ангарские) буряты далеко уступают бурятам, жившим за Байкалом 2. В самом ведении скотоводческого хозяйства изменения выразились в том, что стала, распространяться так называемая «цикличная» форма кочевания, она, заключалась в регулярных перекочевках по временам года. Но «таборная» система кочевания еще продолжала существовать (особенно у забайкальских бурят) 3. У западных бурят развивалось сенокошение, известное бурятам до прихода сюда русских, и, что особенно важно, продолжался частичный переход к земледелию. К концу XVIII в. земледелие начало понемногу проникать и к забайкальским бурятам. Распространению земледелия и некоторых сельскохозяйственных орудий (в частности, кос-горбуш) среди бурят во многом способствовало общение с русским населением. У западных бурят издавна существовали ремесла, в особенности кузнечное. Бурятские кузнецы были одновременно мастерами художественной инкрустации серебром и оловом по железу и стали. Эти изделия их, по свидетельству Гмелина, по качеству пе уступали дамасским и находили себе широкий сбыт среди русского населения и эвенков. «Железные их вещи с серебряною насечкою,— пишет Георги,— славны во всей России под именем брацкой резьбы» . Другие производства — выделка кож, войлоков, деревянной утвари и прочего — продолжали <в основном сохранять характер домашней промышленности.
На основе разложения патриархально-родового строя у бурят развивались феодальные отношения. Русское правительство вело политику систематической поддержки бурятской знати, наделяя ее разными полномочиями и привилегиями, стремясь привлечь ее на свою сторону. Кочуя со своими стадами, отдельные бурятские роды неоднократно переходили то на ту, то на другую сторону границы. Царские власти, естественно, стремились удержать бурят на русской территории. Эти цели, в частности, преследовал известный Буринский русско-китайский договор 1727 г.; этому содействовала и социальная политика царизма в Забайкалье.
Полномочный посол России в переговорах с Китаем граф Савва Рагу-зипский в бытность свою в Забайкалье много сделал для возвышения местной бурятской знати. 27 июля 1728 г. он подписал обширную инструкцию пограничному дозорщику Григорию Фирсову, в которой между прочим устанавливался принцип невмешательства русских властей в судебные дела местного населения (за исключением крупных уголовных дел). Эти дела предоставлялось бурятам «судить своими начальниками»; в более серьезных делах надлежало «выбирать из трех родов по два начальника, всего шесть человек», в качестве судебной коллегии,— «и чем оные осудят, на том стоять...» 2. Эта инструкция С. Рагузинского надолго стала образцом, которому следовали не только в Прибайкалье, но и в далекой Якутии.
Административными единицами у бурят считались в XVIII в. улус (или хотон) во главе с эсаулом, более крупная единица — холбон (табин), состоявший из нескольких улусов во главе с шуленгой и род, соединенный из нескольких холбонов, во главе с зайсаном и шуленгой. С 1740-х годов среди бурят учреждаются «конторы», управляемые тайшей и шестью «депутатами». Эти органы, имели право суда и наказания. Для военного и политического закрепления Забайкалья царское правительство прибегло еще к одной мере, непосредственно коснувшейся бурят: на бурят была ьозложена военная охрана границы.
Уже в последние десятилетия XVII в. забайкальские буряты не раз помогали русским отрядам отражать набеги монгольских феодалов. Охраняя границы, буряты защищали свои земли от хищнических набегов монгольских ханов и тайшей.
У бурят была распространена одна из религий Азии — ламаистская (буддийская) религия. С первых десятилетий XVIII в. ламаизм начинает постепенно проникать в массу бурятского населения. Успех проповеди ламаизма был обеспечен широкой поддержкой, которую оказывали ей местные тайши, видевшие в ламаизме орудие укрепления своей власти. Царское правительство тоже, хотя и с известными колебаниями, оказывало покровительство ламаистской религии, рассчитывая при помощи лам закрепить свое господство среди бурятского населения.
Поощряемые покровительством царских властей и при активном содействии нойонов, ламы энергично развернули свою деятельность. Старая религия и ее служители шаманы подвергались преследованиям.
Ламаистское духовенство платило царизму верной службой. Оно укрепляло царскую власть авторитетом религии среди населения Забайкалья, где ламаизм утвердился. Население Западной Бурятии сохранило старую религию; шаманизм держался здесь очень прочно.

Рубрика: Народы Севера | |

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ