февраля 13, 2009

Первая половина XVIII в. отмечена в жизни якутского народа заметными сдвигами в социально-экономическом и культурном развитии. Расселение якутов к середине столетия уже достаточно определилось. Передвижение некоторых племен в северном и северо-восточном направлениях, в район нижней Лены, Оленека, Яны, Индигирки и других рек в основном закончилось. По ревизии 1762—1763 гг. в Якутии насчитывалось около 40 тыс. душ мужского пола нерусского населения .
Экспедиции 1725—1743 гг., в которых участвовали сотни людей, походы на Камчатку и Чукотку, открытие пути в Америку и начало торговли с ней — все это способствовало развитию Якутии. Большие реки приобрели важное транзитное значение. До Якутска движение шло по р. Лене, а дальше на восток, к Охотскому морю, шел сухопутный тракт.
В изучаемое время среди населения Якутии шел ускоренный процесс формирования частной земельной собственности за счет захвата общинных угодий — процесс, начавшийся еще во второй половине XVII в.2 Передвижение якутского населения между улусами, распад родовых связей, развитие сенокосного хозяйства — все это приводило к тому, что отдельные общинники, а особенно знать (тойоны), захватывали родовые выгоны и сенокосы в частное пользование. Сохранилось несколько «купчих» от первых десятилетий XVIII в., по которым можно установить факт сосредоточения в тойонских руках общинпой земли. Так, например, в 1714 г. кытырыцкий тойон Калтаха приобрел у группы общинников 39 сенокосных урочищ с общим количеством сена в 71 стог (2000— 2800 возов) >.
Концентрация покосных угодий в руках тойонов еще более ухудшила положение бедноты, которой нечем было корить даже весьма немногочисленный имевшийся у нее скот. По свидетельству Г. Фика (1744), почти половина якутов не имела лошадей и не могла участвовав в промыслах2. Это приводило к падению ясачных сборов; многие бедняки не в состоянии были платить ясак; последнее задевало интересы царского правительства, которое стало ограничивать право якутов па распоряжение землей.
Параллельно экономическому усилению якутского тойоиства в XVIII в. происходило и его политическое укрепление. Еще с 70-х годов XVII в. якутские «кпязцы» привлекались к разбору судебных дел между их со-улусниками. С начала XVIII в. эта политика паделепия местной власти судебными функциями становится более последовательной. По инструкции Саввы Рагузииского 1728 г., мелкне судебные дела якутского населения целиком передавались в руки местных «князцов».
Таким образом у якутов продолжался процесс развития классового общества, которое может быть названо феодальным.
В XVIII в. якуты постепенно подвергались христианизации. Вначале крестились только отдельные лица, так пли иначе отрывавшиеся от среды своих соплеменников; обычно это были «ясыри», попадавшие в кабалу, или деклассированные элементы. В 1731 г. Якутия была причислена к вновь учрежденной Иркутской епархии. Оттуда присылались к якутам миссионеры. Новокрещены получали подарки, освобождение от ясака и повинностей (на пять лет, с 1763 г. на три года) и т. д.
При всех отрицательных сторонах деятельности миссиоперов христианизация якутов имела для них положительное историческое значение. Опа содействовала культурному сближению с русским населением. Впоследствии через миссионерскую школу стала проникать впервые в якутские улусы письменность. Наконец, миссионеры были первыми, кто занялся изучением якутского языка.

Рубрика: Народы Сибири | |

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ