февраля 13, 2009

На огромной территории от Енисея до Охотского моря и от Байкала до северных тупдр кочевали эвенкийские племепа (тунгусы). Охота являлась важнейшим источником их существования, но не единственным. В  зависимости   от  природных   условий,   опи   занимались  скотоводством (в частности, разведением оленей) и рыболовством. Забайкальские эвенки, обитавшие в степных местах по Онону и Аргуни, были прежде всего скотоводами («скотные» и «конные» тунгусы), по своему хозяйственному укладу и быту близкие к соседям-бурятам 1. Население Охотского побережья («пешие» тунгусы) кроме рыболовства занимались охотой на морского зверя.
С конца XVII в. некоторая часть эвенков Прибайкалья и Забайкалья, жившая поблизости от русских поселений, стала заниматься земледелием 2.
Неустойчивость промыслового хозяйства, в суровых таежно-тундровых районах зависевшего от многих случайных причин, нередко обрекала эвенков на полуголодное и голодное существование.
Ремесло у этих племен было развито слабо. Они знали ковку железа, но не умели плавить руду. Кричное железо получали в порядке меновой торговли от якутов и бурятов, а готовые металлические изделия (котлы, топоры, ножи и пр.) —от русских3. Поэтому в отдаленных районах, где почти отсутствовала торговля, эвенки были вынуждены пользоваться орудиями из кости и камня.
Общественный строй эвенков в первой половине XVIII в. не претерпел больших изменений в сравнении с предыдущим столетием. У них продолжал существовать патриархально-родовой строй, более прочный в местностях, где ведущей отраслью хозяйства были охотничий и рыболовный промыслы, и подвергавшийся некоторым изменениям в районах, где преобладало скотоводство. В скотоводческих районах у эвенков наметились признаки разложения родо-племенного строя и зарождения элементов патриархально-феодальных отношений. Охотничьи и рыболовные угодья ш пастбища считались собственностью рода, но эксплуатировались отдельными семьями. Однако имущественное расслоение было уже известно эвенкам, особепно скотоводческим племепам. Родо-племепная знать, сосредоточившая в своих руках большое количество скота и располагавшая властью, заставляла своих соплеменников участвовать в военных походах на соседей. Львиная доля добычи шла в ее пользу. Многие бедняки-эвенки южных районов уходили на заработки, нанимаясь в работники к зажиточным русским крестьянам. С постройкой Нерчинских заводов отмечается приток эвенкийской бедноты на заводы 4.
Подобно другим нерусским народам, эвенки платили в царскую казну ясак. Вместо соболей, истребление которых еще в XVII в. достигло огромных размеров, эвенки все чаще давали в виде ясака лисиц, росомах, белок. В силу обеднения рядовых эвенков ясачные сборы в первой половине XVIII в. падали. Росла ясачная недоимка 1. Одновременно царское правительство в первой половине XVIII в. стало привлекать эвенков для несения пограничной службы наряду с бурятами. Эвенки считались первоклассными наездниками и меткими стрелками из лука. Пограничная служба легла новой тяжестью на плечи населения.
Общение с русскими, становившееся все более частым, вело к проникновению в среду эвенков русской культуры, в частности письменности Многие эвенки хорошо говорили по-русски 2. Они (особенно новокрещепы) довольно рано стали воспринимать одежду и домашний быт русских.

Рубрика: Народы Севера | |

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ