февраля 13, 2009

Ительмены, или камчадалы, населяли полуостров Камчатку. Первые известия об этом народе привез Владимир Атласов по возвращении из своего похода на Камчатку в 1697—1699 гг. Через 40 лет обстоятельное изучение этого народа по поручению Академии наук было произведено крупным ученым того времени С. П. Крашенинниковым.
В первой половине XVIII в. у ительменов во многом сохранились черты каменного века, добыча металлов им была еще неизвестна1. Они изготовляли каменные орудия, деревянную утварь и глиняную посуду. Ткачества пе было, но женщины искусно плели из травы циновки и сумки. Одежду ительмены носили кожаную и меховую.
Единственными домашними животными были собаки, которые запрягались в нарты.
Источником существования были рыболовство и собирание дикорастущих съедобных корней, трав и ягод. Первое составляло занятие мужчин, второе — женщин. Мужчины занимались также охотой: осенью —на пернатую дичь, зимой — па соболей и лисиц; охотились также на морского зверя. Некоторое развитие имела меновая торговля с коряками, от которых получали оленьи шкуры. Преобладание рыболовного хозяйства обусловило оседлый образ жизни ительменов. Они селились так называемыми «острожками» по берегам рек и морскому побережью — особеипо западному, где было много рыбы. В этих местах было сосредоточено довольно густое население. «И юрты от юрт поблиску,— сообщал Атласов,— а в одном месте юрт ста по 2 и по 3 и по 4» 2. По одному только нижнему течепию р. Камчатки, от устья впадающей в нее р. Еловки и до моря, посланный Атласо-вым казак насчитал 160 «острогов», по 150—200 чел. в каждом.
Живя оседло, ительмены имели, однако, особые зимние и летние жилища. Зимним жильем служила полуподземпая «юрта» больших размеров, вмещавшая ипогда все население «острожка». Напротив, летнее жилище было у каждой семьи свое,— это были дощатые «балаганы» на сваях.
У ительменов полностью сохранялся первобытно-общинный строй. Каждый «острожек» представлял особый род, не зависимый от других, владевший сообща рыболовными и охотничьими угодьями. В общей собственности (рода находились лодки, сети и другие орудия. Наряду с общественной существовала личная собственность на некоторые виды орудий и домашней утвари 3.
Заметного экономического расслоения па основе примитивного хозяйства у ительмепов еще не сложилось; «...было между ими (ительменами.— Ред.) равенство, никто никем повелевать не мог, и никто сам собою не смел другого наказывать»,— писал С. Крашенинников. Взятых на войне пленных или отпускали на свободу за выкуп, или «в тяжкие работы употребляли» 4. Рабства в полном смысле этого слова ительмены по знали.Верования ительменов соответствовали их быту. Они верили в многочисленных горных, лесных и морских духов. Шаманство у ительмепов еще не приняло тех развитых профессиональных форм, какие сложились у других народов Сибири.
Шаманили здесь обычно женщины, особенно старые, и «коекчучи» (мужчины, желавшие во всем походить на женщин), что связано с чертами матриархата в быту ительменов.
В дальнейшем при общении с русскими ительмены начали воспринимать более высокую культуру русского народа, его быт и язык.

Рубрика: Народы Сибири | |

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ