февраля 13, 2009

Айны (русские пазывалп их «курильцами») составляли коренпое население Курильских островов, длинной цепью протяпувшихся от Камчатки до Японии. Юг Сахалина п южную оконечность Камчатского полуострова (так называемую «Лопатку») также населяли айны.
В течение веков айны вели упорную борьбу с наступавшими на Курильские острова японскими феодалами. В первой половине XVIII в. япопцы вытеснили айнов с о. Хоккайдо и стремились прибрать к рукам южные Курильские острова. Это продвижение Японии па север было приостановлено присоединением Курильских островов к России. Их население стало платить в казну ясак.
В хозяйственной жизни айнов главное место принадлежало охоте па морских животных (тюленей, спвучей, китов, котиков) и птиц (гагар, кайр и др.). В морских промыслах участвовали обычно мужчины. Важным источником существования айнов являлось        собирательство морской капусты, сараны, кореньев, ягод. В значительно меньшей степени у впх были развиты рыболовство и охота на лесного зверя.
Лишь со временем, под влиянием общения с русскими, у айнов распространяется сельское хозяйство. В употреблении у айнов данного времени были орудия из камня, кости и дерева.
Социальный строй айнов характеризовался наличием родовой организации. Трудные и опасные морские промыслы с применением примитивных орудий требовали большей сплоченности и взаимной поддержки людей. Поэтому родовой коллектив долго сохранял у айнов свою жизнеспособность. Важнейшие орудия лова и охоты, а также добыча были общественной собственностью родового или большого семейного коллектива .
Поклонялись айны силам природы; был распространен культ «инау», а высшим божеством у них считалась богиня солнца .
Итак, в первой половине XVIII в. народы Сибири находились на разных ступенях общественно-экономического развития. Если у одних народов еще в полной мере удерживался первобытно-общинный строй (ительмены, чукчи, коряки, нивхи, айны, отчасти эвенки и др.), то у других (якуты, буряты, ханты, манси) уже возникли и развивались патриархально-феодальные отношения.
Освоение русским народом просторов Сибири достигло в первой половине XVIII в. новых успехов. За Россией навсегда был закреплен чернозем южносибирских степей. Началась эксплуатация рудных богатств Алтая и Забайкалья. Укрепилась безопасность южных рубежей Сибири постройкой ряда новых оборонительных линий и острогов, что создало более благоприятную обстановку для мирного развития местных народов и русского населения Сибири.
В изучаемое время продолжалось сближение трудящихся масс русского и нерусских народов в Сибири. Общение с русскими крестьянами, горожанами, рядовыми промышленниками и служилыми людьми сыграло большую положительную роль в жизни народов Сибири, ибо способствовало восприятию ими более высокой материальной и духовной культуры русского народа. К первой половине XVIII в. относятся первые попытки создания школ для местного населения Сибири.
Однако сближению русского и сибирских народов мешала колониальная политика царизма, проводившаяся в отношении «инородцев». Жесткий ясачный режим, вымогательства и произвол администрации, насильственная христианизация, нолное невнимание к интересам и нуждам сибирских пародов — все это создавало обстановку тяжелого колониального угнетения, против которого боролись народы Сибири, встречая сочувствие и поддержку русского населения Сибири.

Рубрика: Народы Сибири | |

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ