февраля 13, 2009

Натуральный характер башкирского хозяйства был причиной слабого развития торговли в Башкирии. В сюновном она существовала в форме обмена.
Башкирские баи вывозили за пределы своей страны сало, кожу, воск, меха, шерсть, а также скот. Они бывали непременными участниками Ир-битской ярмарки в Западной Сибири, заключали торговые сделки с среднеазиатскими и казанскими купцами.
Основным занятием небашкирского населения края было земледелие. Уфимский воевода Н. Д. Мерзлюкин в своем донесении в Сенат в 1736 г. писал, что татары, мари и удмурты «хлеба сеют премножество и родится довольное число» К Для обработки почвы татары применяли особый деревянный плуг (сабан) и соху, которая была дешевле и легче плуга и в упряжку требовала меньше лошадей. Мари, чуваши и удмурты удобряли землю навозом и в качестве основного орудия обработки употребляли соху. Основным занятием русского крестьянского населения в Башкирии было также земледелие. Более высокая культура земледелия русских крестьян (трехпольный севооборот, усовершенствованные орудия для обработки почвы) оказывала прогрессивное влияние на развитие башкирского хозяйства.
Развитие горнозаводской промышленности на южном Урале по существу началось лишь с 30-х годов XVIII в. Первым был построен в центре Башкирии к югу от Урала Воскресенский медеплавильный завод И. К. Кириловым, а затем в 40-х годах возобновлен симбирским купцом И. Б. Твердышевым. К концу 50-х годов XVIII в. на территории Башкирии было уже 28 действующих и вновь строящихся заводов 2. Медеплавильные заводы находились к югу и юго-западу от Уфы, железоделательные — к востоку. Горнозаводчики за бесценок приобретали у местного населения огромные земельные и лесные угодья. Заводы обслуживались трудом крепостных и приписных крестьян.
Строительство заводов на территории Башкирии обозначало рост производительных сил. Оно усиливало приток сюда как русского, так и нерусского населения.
Все больше соприкасаясь с русскими, башкиры убеждались в преимуществах оседлого земледельческого хозяйства. Совместный труд на подсобных заводских работах с русскими крестьянами помогал им понять общность классовых интересов.
В башкирском обществе в рассматриваемое время господствовали патриархально-феодальные отношения. Патриархальные пережитки долго сохранялись вследствие низкого уровня развития производительных сил.
Общество делилось на два основных класса: патриархально-феодальную знать и рядовых общинников — непосредственных производителей материальных благ.Местные представители господствующего класса феодалов в русских источниках называются князьями, мурзами, тарханами, биями, а также по занимаемому ими административному положению—старшинами и сотниками.
Самой влиятельной лруппой в составе господствующего класса являлись тарханы, т. е. служилые башкиры, в прошлом — князья, бии, представлявшие феодализировавшуюся патриархальную родовую знать. В течение XVII и первой половины XVIII в. эта знать в основном перешла в разряд служилых башкир — тарханов. Так, в 1734—1735 гг. было переведено в тарханы 467 башкир из княжеских фамилий Кипчакской и Кара-Табынской волостей 1.
Тарханы не платили ясак и имели исключительное право распоряжения пахотными землями и кочевьями всей волости, к которой они принадлежали.
По свидетельству обер-секретаря Сената И. К. Кирилова, «тархан везде волен между своею братьею: пашню пахать, сено косить, скот и лошадей пасть, в водах рыбу ловить, и никто ему в том не спорит, хотя б прежде и владел такими угодиями, токмо не может в лесах бортного ухожья и в реках бобровых гонов взять...» 2. Тарханы, распоряжаясь общинными землями, стремились превратить их в личную феодальную собственность, захватывая лучшие кочевья и пахотные земли.
По характеру происхождения тарханы делились на наследственных и личных. Наследственные тарханы составляли основную lpynny; личные тарханы появились после принятия башкирами русского подданства, причем русское правительство жаловало как наследственное, так и личное тарханство 3. Тарханы состояли как на военной, так и на административной службе у русского правительства.
Башкирские феодалы, занимавшие административные должности, назывались старшинами. В их составе были самые родовитые и богатые землевладельцы, в том числе тарханы. Разница в положении старшин-тарханов и старшин-нетарханов состояла в том, что первые были освобождены от ясака, вторые его платили.
Башкирские старшины пользовались всеми выгодами занимаемого административного положения и допускали при этом большие злоупотребления, что вызывало часто открытое недовольство башкирских общинников. В 1756 г. башкирские крестьяне Катай-Терсятской волости жаловались в Оренбургскую губернскую канцелярию на «обиды и раззорения» со стороны своего старшины Даута Еналина, в том же году сожгли его дом и потребовали его смещения со старшинской должности 4.

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ