февраля 13, 2009

Рост феодальной эксплуатации и колониального гнета вызывал среди трудящихся Башкирии недовольство. По мере углубления феодальных отношений движение населения Башкирии все больше направляется против царизма и местных феодалов. Оно прежде всего проявлялось в бегстве с насиженных мест на более отдаленные и свободные земли, которых в Башкирии было еще много, а также в массовых выступлениях крестьян небашкир и тептярей   против   феодально-колониального   гнета.
Одним из таких выступлений было тептяро-бобыльское движение 1747 г. Оно имело резко выраженный антифеодальный характер и было направлено как против представителей царской администрации, так и против местных феодалов. Непосредственным поводом к волнению послужило обложение тептярей и бобылей подушной податью в размере 80 коп. с души. Когда 14—15 июля 1747 г. отставной вахмистр Иван Моисеев с объявлением указа о подушной подати явился в деревню Мелегесь Сибирской дороги, теитяри и бобыли бросились на него, угрожая побоями; были избиты сопровождавшие его сотник и писарь, а также местный старшина Абзяков. Тептяри выгнали из своей деревни Моисеева, заявив, что новой подати они платить не будут и что  если он явится вторично, его убьют.
Вслед за этим тептяри и бобыли отправили письмо уфимскому воеводе. в котором заявляли, что подушного оклада платить не будут. Они намеревались принести жалобу императрице и просили воеводу дать им «паспорт об отъезде со всех четырех дорог народу до ее императорского величества» ; вера в «доброго» царя жила и в башкирской деревне.
Одновременно с этим заволновались тептяри и бобыли Осинской дороги, они также отказались платить подушную подать и тоже собирались послать письмо императрице. Своим поверенным они избрали мари Нурку Борисова, наиболее энергично призывавшего тептярей и бобылей к сопротивлению.
Получив сведения о волнениях, оренбургский губернатор И. И. Неплю-ев созвал «военный консилиум», на котором было решено послать воинские части в районы, охваченные движением. Присланному от воеводы переводчику Янайдарову жители деревни Мелегесь говорили: «Ты де нас разговорами обманываешь... Мы де ничего не боимся и, не боясь до, противимся...» 2
В августе 1747 г. выступили мишари Казанской дороги. Начали волноваться тептяри и бобыли других районов, которые, «хотя противности не показали, однако ж под разными отговорками ясака не платили» 3. Наибольшее упорство тептяри и бобыли проявили в районе Бирска, где собралось до 400 вооруженных мари. Майор Кублицкий, посланный туда с отрядом, применил военную силу. Было убито и утонуло в реке Таныпе около 70 повстанцев.
Быстро отправленные воинские команды не дали возможности повстанцам объединиться, и движение было ликвидировано, прежде чем оно успело приобрести более широкий размах.
В районах полукочевого скотоводства во время перекочевок башкиры жили в кибитках и шалашах; феодалы имели войлочные юрты, рядовые общинники, как правило,— берестяные шалаши. В степных местностях Башкирии постоянными жилищами являлись избы земляные (пластовые, дерновые) и плетневые. Феодалы строили себе деревянные дома по типу русских построек. В лесных и лесостепных местностях строились по преимуществу деревянные дома. Одежду башкир составляли холщевые рубахи, штаны и суконные кафтаны. Кожаная обувь и оружие дополняли костюм башкира.
В Башкирии в первой половине XVIII в., как и позднее, культовым языком был арабский язык, а граждаяско-письменным — так называемый язык «тюрки». На арабском языке были написаны книги религиозного содержания, на этом языке велось преподавание в духовно-схоластических школах — мектебс и медресе. Молитвы и проповеди произносились также на арабском языке. На этом языке писались башкирские хроники, делопроизводственные бумаги, юридические акты, отчасти стихотворные произведения и т. д. В XVII—XVIII вв. у башкир было сильно развито устное народное творчество: сказки, легенды, песни и эпические поэмы.
Особенно широкое распространение получили народные песни; в исторических песнях нашла свое яркое отражение борьба башкирского народа против угнетателей.
Наиболее распространенным среди башкир национальным музыкальным инструментом являлся курай, который легко изготовлялся из полого внутри стебля зонтичного лекарственного растения (русское название «дягель» или «дудник»). Другим инструментом, довольно широко бытовавшим среди башкир, являлся кубыз (деревянный или металлический губной варган) — инструмент небольшого размера с еле слышным звуком. Духовные школы — мектебе и медресе — находились в ведении мусульманского духовенства. В этих школах обучались главным образом дети знати и богатых башкир.
В мектебе — начальной школе — детей обучали сначала арабской азбуке. Усвоив азбуку, ребенок приступал к изучению шариата («условия веры»), «у Афтияк» (седьмой части корана) и т. д.
Из мектебе ученик мог перейти в медресе. Здесь ученики изучали мусульманское законоведение, грамматику арабского языка, арабскую философию и т. д. Ученик обучался в мектебе и медресе около 10 лет ц мог стать после этого муллой и преподавать в мектебе и медресе. Но не всегда лица, окончившие мектебе и медресе, посвящали себя духовной карьере. Из стен этих школ выходили абызы — грамотные люди вообще. Они занимались делопроизводством и письмоводством. Башкирские феодалы посредством мусульманских школ старались подготовлять кадры нужных им грамотных людей.

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ