февраля 13, 2009

рибалтийские дворяне поступали па службу Российской империи в качестве офицеров и чиновников, сближались с русским дворяпством. Прибалтийское дворянство было уравнено в правах с русским. Особенно благоприятным для укрепления положения и обогащения прибалтийских дворян было время царствования Апны Ивановны (1730—1740) и влияния в России курляндца Э. Биропа. Лифляндские и курляндские дворяне переселялись в Россию, получали там земли и крепостных, обзаводились в России и на родине в своих имениях роскошпо обставленными дворцами. В этом отношении особенно выделялось Курляндское герцогство, где и 1736—1738 гг. началась постройка двух больших дворцов Бирона в Елгаве и Рупдале. Автором проектов и строителем этих дворцов был петербургский придворный архитектор В. Растрелли. Руыдальский и Елгавский дворцы являются выдающимися памятниками архитектуры барокко, они замечательпы также своим внутренним убранством, богатством и разнообразием художественных украшений. Курляндские феодалы, подражая герцогским дворцам, также строили себе роскошные и обширные дворцы. Эти дворцы резко контрастировали с жалкими хижинами безжалостно эксплуатируемых крестьян.
О культуре и быте латышских крестьян известное представление дают описания современных путешественников, проезжавших через Латвию. В то время как жизнь феодалов становилась все богаче, жилище латыш ского крестьянина оставалось весьма убогим. Латышские крестьяне жили в деревнях или в отдельных хуторах. Деревни встречались преимущественно в Латгалии и вдоль морского побережья в Курляндии. Обычно крестьянская изба, кроме сеней, имела только одно помещение, без дымохода, с низкой дверью, низким потолком (1,70—2,00 метра вышиной) и глиняным полом; строилась она без фундамента, непосредственно па земле; имела небольшое световое окошко с двумя стеклами. В Видземе крестьяне обычно жили не в избах, а в ригах, где сушили хлеб. Только во второй половине XVIII в. у крестьян Видземе появляется обособленное от риги жилое помещение. Жизнь крестьян оставалась в рамках натурального хозяйства; денег было мало, добыть их было трудно. Поэтому крестьяне все необходимое, начиная с обуви и кончая предметами домашнего обихода и сельскохозяйственными орудиями, изготовляли большей частью сами.
Образование находилось в руках господствовавшего класса и контролировалось духовенством. Вопрос об образовании был поставлен более широко после присоединения Видземе к России; 30 декабря 1711 г. был опубликован патент об обучении крестьянских детей при приходах. Однако это решение дало малые результаты: не было ни учителей, ни помещений для школ, ни учебников. В некоторых приходах школы были устроены в жилых ригах; учителями назначались невежественные люди, занимавшиеся больше своим хозяйством, чем обучением детей. В школе должны были изучать грамоту, катехизис и церковное пение. Крестьяне неохотно посылали своих детей в такую школу, где «учитель» жестоко бил детей и заставлял их работать на себя.
В Курляндском герцогстве не было и таких школ. Большая часть крестьян оставалась неграмотной.
Для обучения детей горожан-немцев в Риге был учрежден лицей, а при церквах несколько начальных школ. Для латышских детей в это время также были основаны три небольшие начальные школы, которыми заведовали пасторы.
Мировоззрение латышских крестьян, их отношение к природе, господствовавшему классу, к соседним народам отражаются в латышских сказаниях и народных песнях. Помещик в латышских народных песнях характеризуется как жестокий эксплуататор, а в народных сказках немецкого помещика обычно олицетворяет черт. В народных песнях выражается симпатия латышского народа к русским; русская земля представляется обширной и сильной. В народных сказаниях царь Петр I идеализируется и изображается грозным по отношению к немецким крепостникам и доброжелательным к латышским крестьянам. В народных песнях находят отражение торговые связи России с латышской деревней:
«Где вы, сестрички, были вчера, Вчера здесь был русский купец».
Местные помещики и пасторы всячески стремились препятствовать росту влияния русской культуры, боялись, что, приобщаясь к культуре русского народа, латышские крестьяне выйдут из-под их влияния.

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ