февраля 13, 2009

Вечины были совершенно бесправны. Они принадлежали помещикам и не только не имели права переходить для жительства с одного места на другое, но продавались вместе с землей .
В худшем положении, чем молдавские крепостные крестьяне, находились крепостные цыгане — по сути рабы молдавских феодалов. Последние могли продавать и менять цыган вместе с землей или без земли. В случае, если цыган одного феодала женился на цыганке другого, дети от этого брака распределялись между хозяевами родителей.
Число резешей — крестьян-общинников в XVIII в. продолжало уменьшаться. Бояре разными способами экспроприировали их земли. Купив у резешской общины участок земли, боярин, как и другие члены данной общины, пользовался преимущественным правом покупки земель, продаваемых резешами. Но, располагая большими средствами, он имел больше возможностей скупать эти земли. Задавленные повинностями в пользу господарей и опутанные долгами, резеши часто были вынуждены отдавать свои земли боярам за бесценок. Часто земли целых резешских сел попадали в руки бояр. Так, например, в конце XVII в. резешское село Теленешты полностью попало в руки боярина Кантакузино.
Среди резешей происходил процесс расслоения. В то время, как значительное число резешей, обеднев, распродавало свои земли и становилось вечинами, бывали среди резешей и разбогатевшие. Таким удавалось различными путями присваивать земли обедневших сорезешей и вместе с боярами эксплуатировать крестьян.
Наконец, трудовое население Молдавии подвергалось жестокой эксплуатации со стороны чиновничества, назначавшегося в это время из греков-фанариотов 1.
В связи со стремлением некоторой части феодалов к освобождению Молдавии из-под турецкого ига, Порта не доверяла молдавским феодалам. Турецкое правительство лишило их права избирать кандидатов в господари и, чтобы иметь в Молдавии более преданных правителей, стало назначать господарями греков-фанариотов. Опасаясь, что и эти господари, прожив долгое время в Молдавии, приобретут здесь связи с местным боярством, турецкое правительство сменяло их каждые три года.
Боясь, чтобы введение нового порядка не вызвало возмущения местного боярства, Порта сохраняла за ним ряд должностей в княжестве: ворника юстиции (ведавшего судопроизводством), вистерника (государственного казначея), управителя Ясс и посты исправников (управителей уездов и городов). Однако самые важные должности: великого ворника внутренних дел (правитель внутренними делами княжества), постельника, исполнителя приказов судебного ведомства, интенданта двора, офицеров в армии — были отданы фанариотам. В уездах была введена должность второго исправника, которая должна была исполняться обязательно фанариотами.
Время правления фанариотов было временем окончательного политического упадка Молдавии, усиления крепостнического гнета и обнищания трудящихся масс. Главной задачей господарей-фанариотов и их администрации был сбор дани для турецкого правительства и доходов для себя. Мало того, они отдавали сбор доходов с молдавского населения на откуй купцам-фанариотам, которые на этом также наживались.
Со временем господари-фанариоты нашли общий язык с молдавскими боярами.
Бояре предпочитали нести какую угодно службу при господаре, чем замыкаться в своих вотчинах, становиться «мазылами» ! и, таким образом, терять многие привилегии. С другой стороны, чтобы создать для себя в среде бояр более прочную опору, господари-фанариоты возводили в боярское достоинство греков-фанариотов. Они поставили себе на службу также и церковь. Константинопольский патриарх назначал высшее духовенство и многих священников в Молдавию также из числа греков-фана-ртотов.
Духовенство в Молдавии способствовало укреплению существовавшего в стране феодально-крепостнического режима и освящало феодальную эксплуатацию крестьян. Монастыри в Молдавии были крупными собственниками земли. В их имениях эксплуатировалось много крепостных крестьян.
Хищническая эксплуатация привела к упадку производительных сил и к деградации народного хозяйства. Крестьяне Молдавии, на которых падала вся тяжесть насилий и вымогательства местных феодалов, фанариотов и турецких поработителей, влачили жалкое существование. В то время как на боярских пашнях выращивалась пшеница для продажи за границу, крестьяне все больше сеяли кукурузу, как культуру, требующую меньших затрат при обработке. Бояре получали от скотоводства большие доходы, продавая за границу огромные стада откормленных волов и овец,крестьяне же не имели возможности прокормить свой скот и вынуждены были держать его на подножном корму не только летом, но и зимой .
Основная масса крестьян жила в землянках без окон и труб, питалась главным образом кашей из молотой кукурузы (мамалыгой).
Бояре давно стремились к законодательному оформлению существовавших крепостнических отношений. Еще в XVII в. появляется ряд законодательных актов, оформлявших юридически закрепощение крестьян. Это законодательство имело силу и в первой половине XVIII в.
11 июня 1745 г. господарь Константин Маврокордат дал грамоту логофету Гавриилу Миклеску, гласившую, что правом перехода от боярина в другие места не пользуются ни боярские «люди», ни «свободные» крестьяне, жившие в боярских вотчинах 2.

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ