февраля 13, 2009

11 июня 1745 г. господарь Константин Маврокордат дал грамоту логофету Гавриилу Миклеску, гласившую, что правом перехода от боярина в другие места не пользуются ни боярские «люди», ни «свободные» крестьяне, жившие в боярских вотчинах 2.
В 1748 г. тот же господарь установил, что крестьянин, живущий в монастырских вотчинах, не будучи вечином, обязан работать на монастырь по двенадцать дней в году и вносить десятину. Эти монастырские люди, как и вечины, лишались права перехода. Как и вечины, они в действительности  работали на феодалов  много больше, чем двенадцать дней в году.
При Константине Маврокордате увеличилось количество крепостных крестьян в руках светских и духовных феодалов за счет новой категории, так называемых скутельников. По закону 1748 г. часть государственных крестьян, плативших подати в казну, была передана боярам и монастырям.
Эти крестьяне попали в одинаковое положение с частновладельческими крепостными крестьянами; они получили название скутельников.
До начала XVIII в. большинство городов Молдавии управлялось ремесленно-купеческой верхушкой, выделявшей из своей среды управителя — шолтуза. В период правления фанариотов в города стали назначаться господарями чиновники. Некоторые города зависели от феодалов, владевших ими 3. Население городов платило подати и несло феодальные повинности в пользу господаря или в пользу феодала, владевшего городом. В интересах фанариотского купечества в 1748 г. господарь Константин Маврокордат разрешил во всех городах и местечках вести свободную торговлю. Местечки «вольны и свободны для любой торговли»,— гласило уложение этого господаря. Жители городов и местечек, принадлежавших феодалам, были освобождены от личных повинностей землевладельцам; но последние сохранили за собой право получать с жителей города плагу за землю, на которой они строили свои дома, лавки и ремесленные заве-депия. Владелец города взимал пошлину за взвешивание товаров, за убой скота, торговые и ярмарочные сборы и др. Только он один имел право торговать спиртными напитками в черте города.
Таким образом, феодальный гнет тяготел не только над деревней, но и над городом, препятствуя развитию последнего.
Трудящиеся Молдавии вели борьбу против гнета бояр, монастырей, турок-поработителей и греков-фанариотов. Формы борьбы были различны. Крестьяне отказывались платить подати и выполнять повинности, уходили от бояр, восставали. Участились случаи бегства крестьян из боярских имений в города. Многие из них уходили на левый берег Днестра и селились в Ямполе, Каменке и других поднестровских местечках и селах. Но здесь они попадали под гнет польских феодалов. Вместе с украинскими тружениками, находившимися под властью польских панов, молдавские крестьяне боролись с угнетателями.
В 1702—1703 гг. крестьяне и казаки Правобережной Украины под руководством полковника Семена Палия восстали против польских феодалов. Восставшие стремились к воссоединению этого края с Россией. В отрядах Палия было много молдаван. Одним из отрядов командовал молдаванин Савва, по прозвищу Волошин. Это было подлинно народное восстание.
В гайдамацких восстаниях на Правобережной Украине вместе с украинскими крестьянами участвовали также молдавские крестьяне.
В первой половине XVIII в. в Молдавии развилось гайдуцкое движение. Гайдуки,— выходцы из крестьян и городского трудового люда,— с оружием в руках нападали на турецких чиновников, бейликчей, фанариотов и бояр, отнимали у них награбленное у народа добро и возвращали его народу. Гайдуцкое движение выражало стремление трудящихся Молдавии освободиться от феодального и национального гнета. В начале XVIII в. у берегов Прута действовал отряд гайдука Величко.
Гайдуцкое движение было в основе крестьянским движением. Оно носило стихийный характер. В своей борьбе против турок молдавский народ возлагал надежду на помощь русского народа. Успешным действиям русских войск в войнах с Турцией, происходивших на территории Молдавии, способствовало также и то, что коренное население Молдавии помогало русской армии.
В начале XVIII в. турецкое правительство, втягиваясь в военную авантюру шведского короля Карла XII, стало укреплять крепости в Молдавии, сгоняя для этого строительных мастеров со всей страны, стягивать в Бендеры артиллерию и войска. В апреле 1707 г. оно обязало господарей Молдавии и Валахии отправить сюда свои вооруженные силы !.
Военные приготовления Турции легли новой тяжестью на население Молдавии. Турецкие военные чиновники заставляли молдавских крестьян свозить в Бендерскую крепость хлеб, другие припасы и строительные материалы.
В знак протеста молдаване массами бежали в Россию. Русское правительство, запрещавшее ранее принимать молдаван на службу, в 1707 г. разрешило принять на службу свыше трехсот молдавских кавалеристов во главе с комендантом Апостолом Кегичем.
Пребывание шведских войск в Молдавии после разгрома под Полтавой было бедствием для молдаван. Один современник писал: «Переход шведского короля по Молдавии был так ужасен и невыносим, что это было почти смертельным ударом. Их грабежи, хищения и убийства нельзя описать вкратце. Они превзошли всякую меру жестокости и безумия и даже варварства татар; они более дикие, чем львы, злее волков и хищнее коршунов... Они пользовались молдаванами, как завоеванными рабами, они забирали у молдаван скот, вещи, мебель, жен и многих даже лишали жизни» К
Молдаване стали выступать с оружием в руках против войск Карла XII.
Русские войска, преследовавшие шведов, получали поддержку со стороны украинцев и молдаван, проживавших на левобережье Днестра. Молдавский кавалерийский отряд под командованием Константина Туркульца служил в русской армии. Когда стало известно, что часть шведских войск расположилась на зимовку в Черновицах, этот отряд, прорвавшись к Чер-новицам, разгромил шведов.

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ