февраля 13, 2009

2 ноября 1710 г. Турция объявила войну России. В войне с турками Петр I надеялся на восстание народов Балканского полуострова, валахов и молдаван против турецкого гнета.
В 1710 г. молдавским господарем стал Дмитрий Кантемир. Кантемир видел спасение Молдавии в тесном сближении с Россией. Он считал, что настало время совместными усилиями молдаван, валахов, болгар, сербов и других народов, находившихся под гнетом султанской Турции, под руководством русских окончательно изгнать турецких поработителей.
Кантемир вошел в тайные сношения с Петром I и стал сообщать ему планы турецкого правительства2. В апреле 1711 г. между КантемироА и Петром I был заключен тайный договор, который предусматривал освобождение Молдавского княжества от турецкого ига и вхождение его в состав России. Молдавия должна была быть восстановлена в своих старых границах с присоединением Буджака. Все крепости, захваченные Турцией, предполагалось возвратить Молдавскому княжеству. В договоре указывалось, что Кантемир будет пожизненно господарем Молдавии, а после его смерти господарем станет тот из его потомков, кого выберут бояре. Договор по существу заключала группа бояр, сторонников союза с Россией. Кантемир обещал выставить против турецких войск десятитысячное войско, содержание которого брала на себя Россия3. Осуществление договора должно было иметь большое значение для Молдавии, так как в освобождении ее из-под гнета Порты были заинтересованы широкие народные массы.
В то же время валашский господарь Бранкован, получив от Петра I деньги, обещал заготовить припасы для русской армии, вооружить 30 000 солдат и послать их на помощь русским.
В начале июня 1711 г., перейдя Днестр у Сорок, русские войска вступили в Молдавию, после чего Дмитрий Кантемир открыто перешел на сторону России, призывая народ взяться за оружие и пойти на помощь русским войскам.
Народ с радостью встречал русских солдат как избавителей. Когда русские войска проходили молдавские города и села, население тепло их приветствовало. Многие вступали в отряды, созданные Дмитрием Кантемиром для борьбы с турецкими войсками. «И поднялись жители Оргеева, Сорок и Лапушны и пошли с ними (русскими.— Ред.) до Прута; крестьяне и ремесленники шли в армию, боярские слуги оставляли своих хозяев и спешили записаться в полки»,— писал молдавский летописец Некулче .
Однако часть бояр, изменив родине, отказалась явиться на военную службу и стала на сторону султанской Турции. Изменил Петру I и валашский господарь Бранкован. Он выдал турецкому командованию русские планы, отдал провиант, заготовленный для русской армии, и задержал 19-тысячный отряд сербов, шедший через Валахию на соединение с русскими войсками.
Султан двинул через Дунай армию, которая вместе с буджакскими татарами составила почти 200 тыс. чел., в то время как Петр I имел едва 40 тыс., так как значительные силы русской армии были заняты войной со Швецией. Русские и молдавские войска были окружены у местечка Станилешты. В двухдневном сражении большую роль сыграли русская артиллерия, молдавская конница и отборные пехотные полки, сопровождавшие Петра I. Атаки турецких войск были отбиты с большим уроном, после чего Петр I начал переговоры. Условия договора, подписанного 23 июля 1711 г., были тяжелыми для России: крепость Азов отошла к Турции. Россия была лишена права держать флот на Азовском море. Петр I вынужден был вывести свои войска из Молдавии. Вместе с русской армией из Молдавии ушел и Дмитрий Кантемир с несколькими тысячами молдаван. Переселенцы получили землю в России. Дмитрий Кантемир стал советником по восточным вопросам.
Молдавия была разорена турецкими и татарскими войсками, которые мстили молдавскому народу за помощь России. Население уводилось в рабство. Города и многие монастыри были превращены в пепел. Остатки их населения бежали в леса, в горы. На левобережье Прута сильному разгрому подверглись Бельцы.
Хотя Прутский поход не принес освобождения Молдавии, но его значение для молдавского народа велико. Это был первый в истории поход русской армии на территорию Молдавии, в котором русские и молдаване вели совместную борьбу с султанской Турцией. Это сблизило оба народа и усилило симпатии молдаван к русским и их ненависть к турецким поработителям.
После Прутского похода жители Молдавии, переходившие в Россию, сообщали об ужасах турецко-фанариотского режима и просили о помощи. Дмитрий Кантемир, навсегда поселившийся в России, поддерживал связь с передовыми людьми Молдавии, продолжавшими борьбу за ее освобождение. В 1717 г. он передал Петру I об их желании участвовать на стороне России в борьбе против турок !.
В начале русско-турецкой войны 1735—1739 гг., когда военные действия происходили еще только в Крыму и Приазовье, некоторые молдавские бояре — сторонники России сообщали русскому командованию о новых приготовлениях Турции и о передвижении турецких войск в Молдавии. Они просили прислать в Молдавию войска для освобождения ее от гнета султанской Турции. В 1738 г. русские войска, заняв Очаков, двинулись к Днестру. В русской армии в это время служило много молдаван. В июле 1739 г. молдавско-украинский отряд предпринял поход за Прут, углубившись в расположение войск противника на 200 верст, нанеся ему значительный урон 2.
После победы русской армии над турками 17 августа 1739 г. у Ставучан от турецких войск была освобождена северная часть Молдавии. В это время в Молдавию прибыли Константин и Дмитрий Кантемиры (родственники бывшего господаря Дмитрия Кантемира). Один из них должен был стать молдавским господарем вместо фанариота Григория Гики. Вскоре после сражения у Ставучан русские войска вошли в Яссы3. Жители Молдавии встретили русских солдат, как братьев. Гика бежал.
Однако по мирному договору с Турцией русские войска должны были
оставить Молдавию. Часть молдаван ушла с русской армией.
Несмотря на стремление турецких феодалов подавить культуру молдаван, молдавский народ отстоял ее, воспринимая благотворное влияние украинского народного творчества. Молдавские ковры — килымы, молдавская керамика, украшение и раскраска изб — все это сочеталось с украинскими формами и мотивами. Замечательные молдавские песни, легенды о гайдуках, сказки и пословицы полны ненависти к туркам-поработителям, к грекам-фапариотам и к местным боярам. Любимые песни молдавских тружеников об отважных гайдуках распевались по всей Молдавии. В одной из песен рассказывается о том, как, будучи пойманным стражей господаря-фанариота, отважный гайдук на вопрос, сколько он убил людей, отвечал, что он убивал только турок и греков-фанариотов, а их богатства раздавал бедноте. В молдавском народном творчестве гайдуки выступают как патриоты своей родины, помогавшие русским войскам воевать против Турции.
В молдавских песнях, посвященных войнам с Турцией, отражалась вера молдаван в то, что русские солдаты разобьют турецкие полчища.
Представители класса феодалов в Молдавии посвящали свои сочинения обоснованию и укреплению существовавших феодально-крепостнических порядков. Летописец Ион Некулче в своем произведении «Летопись земли молдавской», Дмитрий Кантемир в «Описании Молдавии», а также другие деятели Молдавии защищали феодальный строй. Вместе с тем в этих произведениях отражалась ненависть молдавского народа к турецким поработителям и его надежда на освобождение Молдавии.
Турецко-фанариотский режим затормозил развитие просвещения Молдавии. Фанариоты стремились насадить греческий язык, но во взаимоотношениях с молдавским, украинским и русским населением они были вынуждены пользоваться молдавским и славянским языками, а поэтому открывать молдавские и славянские школы. Но все же больше внимания уделялось греческим школам. Так, из четырех школ, открытых в 1728 г. в Молдавии, две были греческие, одна славянская и одна молдавская \ в то время как подавляющую часть жителей княжества составляли молдаване. При этом, если учителя греческих школ получали от 100 до 200 лей в год, то учитель славянской школы получал только 80, а молдавской — 60 лей2. Кроме того, хозяйство учителя греческой школы освобождалось от налога 3.
Молдаване сопротивлялись искусственному введению греческого языка. Несмотря на все меры, предпринятые господарями-фанариотами, им не удалось перевести все школы княжества с молдавского языка на греческий.
Школьное образование было доступно только детям бояр. Сельских школ в Молдавии не было.
Фанариоты были заинтересованы в том, чтобы держать в невежестве не только трудовой народ Молдавии, но и молдавских бояр, чтобы они не осознали тяжелого положения своей страны. Князья-фанариоты запрещали молдавским боярам покидать господарскую резиденцию, общаться с иностранцами, читать газеты 4.
Первая половина XVIII в. в истории Молдавии характеризуется ухудшавшимся положением  трудовых масс. Турецкое иго, феодальный гнет внутри страны, произвол фанариотской администрации являлись источниками разорения и обнищания крестьянства и горожан. Росла ненависть к угнетателям среди трудовых масс Молдавии.
Молдавский народ неоднократно поднимался с оружием в руках в борьбе за свою независимость. Свою судьбу он связывал с борьбой русского народа с турецко-татарской агрессией, поэтому молдавские отряды сражались в период военных действий против Турции бок о бок с русскими и украинцами. Турецким ассимиляторам не удалось задушить стремление молдаван к национальной независимости.

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ