февраля 13, 2009

В конце XVII — начале XVIII вв. Армения не была самостоятельным государством. Восточная Армения находилась под властью шахской Персии, а Западная — под властью султанской Турции. В XVII — XVIII вв. разные части Армении находились на различном уровне хозяйственного и культурного развития.
Основным источником существования населения было земледелие.
В Армении угнетение завоевателей усиливалось угнетением со стороны армянских феодалов, державших в своих руках значительные земельные владения. Земельные владения феодалов, светских и духовных, складывались различными путями. Применялся насильственный захват, приобретение при помощи взятки, покупка земли и получение ее в пожалование и т. д. Так вырастали крупные земельные владения армянских феодалов в XVI—XVIII вв.
Кроме земель отдельных феодалов, в Армении в эту пору существовали государственные земли (халисе) и земли, принадлежавшие крестьянам-общинникам. По мере того, как крупные феодалы захватывали земельные участки разорявшихся крестьян, крестьянское землевладение сокращалось.
В рассматриваемое время не существовало специальных указов и грамот шахов и ханов относительно юридического прикрепления крестьян к земле. Несмотря на это, крестьяне, сидевшие на землях светских (мульк) и духовных (вакуф) феодалов, а также на государственной земле, фактически находились на крепостном положении. В XVI—XVIII вв. во многих районах (Лори и др.) практиковалась купля-продажа крестьян вместе с землей и оросительной системой.
Положение государственных крестьян мало чем отличалось от положения частновладельческих, так как все налоги, подати, барщина и всякого рода повинности налагались на них почти в одинаковом объеме.
Увеличение налогов и повинностей при шахе Хусейне с 1699 г., когда в стране происходила новая перепись населения, все более истощало Армению, вызывало упадок хозяйства. Все это вело к усилению экономического давления на крестьянство, которое являлось основным объектом эксплуатации для светских и церковных феодалов, армянских и персидских.
В Восточной Армении, чтобы обеспечить обложение налогом всех возможных объектов, персидскими властями и местными феодалами были введены разнообразные подати и налоги, имевшие различные названия. Среди них наиболее распространенными были «джине» и «нагд». В «джине» и «нагд» входили десятки специальных налогов: налоги натурой — бахра, малият, маль, харадж, ушр-ашар; налоги деньгами] — багбаши, малбаши, малпули, ченпулп.
Армянские историки XVII—XVIII вв. свидетельствуют о том, что в Армении «джине» взимался натурой с посевов всех видов зерна; определенная часть «джинса» шла в пользу государства под названием «бахра». Размеры «джинса» (а следовательно, и «бахры») варьировались в зависимости от условий данной местности или данного земельного владения, от урожайности земли, от воли  феодала и правительственного чиновника.Поэтому «джине» взимался то в размере Vio части урожая, то в размере 1/б части, а иногда даже в размере 7з или половины урожая.
В отличие от «джинса» налог «нагд» взимался и деньгами и натурой. Взимание «нагда» распространялось на поголовье скота и продукты животноводства. По сообщениям армянского историка Симеона Ереванци, до 1735 г. с одного виноградника-сада в среднем брали «нагд» в размере 1500 динаров. За одну мельницу, а также за маслобойню и «динк» (рисо-очистильню, крупорушку) следовало платить 1650 динаров «нагда», за каждую овцу взимали 25 динаров «нагда» . Размеры «нагда», указанные Симеоном Ереванци, по-видимому, относятся ко времени после переписи 1699—1702 гг., когда подати и налоги увеличились. В результате крупные деревни стали платить от 50 до 150 туманов, а небольшие — 20—30 туманов. Чтобы установить размеры податей, шахские чиновники в податных журналах (дафтарах) записывали все движимое и недвижимое имущество плательщиков: «земли, воды (т. е. оросительные каналы.— Ред.), сады, поля, плодовые деревья, растения и все, что было годным для человека...; их пастбища, стада, табуны и все породы четвероногих были подсчитаны и были обложены податью, удвоенной по сравнению с предыдущими годами» 2.
Вторая перепись и в связи с нею увеличение налогов в несколько раз произошли в 1735—1737 гг. при Надир-шахе3.
Наряду с налогами «джине» и «нагд», существовала также подушная подать, которая обозначалась (по-армянски) терминами «джизья», «баш-пули» и «глхахарк». Подушную подать взимали со всех армян мужского иола, достигших 15 лет, соответственно данным переписи 1699—1702 гг. Шахские чиновники, составляя списки людей, принимали все меры к тому, чтобы ни одного человека не пропустить из податных списков. С этой целью они распространяли среди населения такой шахский приказ: «Кто обнаружит спрятавшего от переписи человека и сообщит о нем государю, голова спрятавшего будет царю, а имущество (спрятавшего.— Ред.) получит тот, кто обнаружил его» .

Рубрика: Народы Кавказа | |

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ