февраля 13, 2009

Провозгласив себя персидским шахом, Надир усилил политическое и хозяйственное угнетение подвластных народов, в том числе и армян. Феодальные междоусобицы, начавшиеся после смерти Надира в 1747 г., разоряли страну. В этих условиях армянские руководители снова обратили свои взоры к России.
В конце XVII — первой половине XVIII в. персидско-турецкое иго сковывало развитие армянской культуры. Отрицательную роль играла и католическая церковь в лице своих миссионеров. Если персидские и турецкие власти старались ассимилировать армян, насильно распространить среди них ислам, то католические миссионеры из европейских государств стремились превратить армян в католиков. В ответ на это армяне увеличивали свое книгопечатание, издавая книги с целью защиты армянской культуры и церкви. В борьбе против насилия персидских властей и происков миссионеров отличались Ованес вардапет Джугаеци, который написал 19 книг в защиту армянской культуры, и Александр Джугаеци, автор книги, направленной против миссионеров. Ованес вардапет Джугаеци был одним из просвещенных людей своего времени, он отлично владел арабским и персидским языками; он перевел евангелие на арабский и персидский языки.
К началу XVIII в. относится деятельность константинопольского армянского патриарха Ованеса Колот, который в период своего патриаршества (1715—1741) содействовал развитию книгопечатания. В этот период в Константинополе было издано 80 армянских книг, значительная часть их была направлена против насильственного распространения католичества. Армянское духовенство, чтобы усилить борьбу против католической пропаганды, начало печатать и распространять книги среди населения бесплатно 1.
Кроме церковно-религиозных книг, в этот период был издан ряд исторических трудов. Известно, что еще в 1669 г., при жизни автора, в Амстердаме печаталась «История» Аракела Даврижеци. В дальнейшем увеличивается число публикаций трудов армянских историков. В 1695 г.в Амстердамской типографии печатается знаменитая «История Армении» Мовсеса Хоренаци. В обстановке кануна освободительного движения печатание «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци следует считать крупным событием в жизни армянского общества. Книга Мовсеса Хоренаци привлекла внимание многих европейских исследователей, которые начали заниматься ее изучением и переводами на европейские языки. В 1711 г. в Амстердаме печатались две книги Ованеса вардапета Джугаеци — «Краткая грамматика» и «Логика».
В Константинополе в 1709 г. была издана «История Армении» Ага-фангела (армянский историк IV—V вв. н. э.), в 1719 г. «История» Зеноба-Глака, в 1730 г. «История Армении» Павстоса Бузанда (армянский историк IV—V вв. н. э.), в 1737 г.— «История», написанная Месроп-Ерецом. и т. д. В Константинополе в этот период печатались также сочинения Григора Татеваци.
Публикация вышеуказанных книг была направлена не только против персидских и турецких ассимиляторов и распространителей ислама, но и против пропагандистов католичества. Эти книги в период освободительной борьбы, рассказывая о том, что армяне когда-то имели свою самостоятельную, независимую государственность и показывая высокоразвитую культуру армян в древности, способствовали развертыванию борьбы армян за независимость, за свою культуру.
В 1717 г. недалеко от Венеции была основана армянская католическая конгрегация мхитаристов. Ее основал уроженец Западной Армении Мхи-тар Себастаци, именем которого в дальнейшем стала называться конгрегация (а братья конгрегации назывались мхитаристами). Мхитаристы развивали армянскую филологическую науку и, кроме духовных сочинений, издавали также труды средневековых писателей, занимались переводами с европейских языков и т. д. Наиболее значительные труды мхитаристов появились во второй половине XVIII в.
В первой половине XVIII в. был написан ряд исторических трудов, которые являются важнейшими первоисточниками для изучения истории Армении и сопредельных с нею стран. Так, видный деятель освободительного движения патриарх Гандзасарского монастыря Есай Хасан-Джала-ляп написал «Историю страны агванов» . Эта книга состоит из шести глав. Первые две главы относятся к истории Армении предшествующих периодов и носят компилятивный характер, а в последних четырех главах автор излагает события, происходившие с 1699 по 1723 г. Он говорит о переписи населения Армении и трехкратном увеличении налогов в 1699—1702 гг., повествует о набегах горно-дагестанских феодалов в 1711 — 1712 и 1721 —1722 гг., о союзе и совместном выступлении армяно-грузинских войск в 1722 г., описывает образование армянских сгнахов («армянских собраний») и т. д.

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ