июля 25, 2009

Другой историк — Степанос Шаумян, бывший военачальником Давид-бека, оставил нам историю Капанского движения под названием «История Давида-бека» 1.
«История Давид-бека» Степаноса Шаумяна представляет собой описание военных действий Давид-бека и его сподвижников в восточных районах Армении (Сисиан, Капан, Мегри и т. д.).
Абраам Ереванци написал сочинение — «История войн — 1721— 1736 гг.». В этой книге он подробно описывает оборону Еревана в 1724 г. против турецких вооруженных сил. Несмотря на религиозную тенденциозность, «История войн» Абраама Ереванци пока является единственным первоисточником, содержащим подробные сведения о вооруженном выступлении армян в Ереване и соседних деревнях.
Важным памятником этого периода является также «Дневник» Петроса ди Саргиса Гиланенца 2, в нем записаны события, развернувшиеся б Персии в 1722—1723 гг. Это — важный первоисточник, рассказывающий о положении армян под властью Персии и Турции и о движении их за присоединение к России.
Не менее важное значение имеет также хроника Эчмиадзинского патриарха Абраама Кретаци (1734—1737 гг.) 3. Как очевидец, Абраам Кре-таци подробно описывает Муганский курултай, где в 1736 г. Надир был провозглашен персидским шахом. Важное значение исторического источника имеет также «записная книжка» или «карманная книжка» Абраама Кретаци 4. Он приводит интересные данные, характеризующие торговлю в 30-х годах XVIII в.
В указанный период усиливается стремление армян к изучению естественных наук. В этой области отличался Аветик Тигранакертци, который занимался математикой, астрономией и другими науками. Он в течение 35 лет написал сочинение «Девтер гирк» («Книга записей»), имеющее важнейшее научное значение.
Развивалась также и художественная литература. Выдающимся поэтом и писателем этого периода был Нагаш Овыатан (родился в 1661 г. г< деревне Шорот в НахичеванскОхМ округе, умер в 1722 г.). Этот талантливый представитель поэзии одновременно был крупным художником-живописцем. До нас дошло около 80 песен-стихов Нагаша Овнатана 5. В лирических песнях он воспевает любовь и счастье; в сатирических — высмеивает невежество, темноту и чревоугодие представителей духовенства, купечества и т. д.
Яркое проявление народное творчество получило в ремесле и фольклоре. В письменных памятниках и народном творчестве отражалось тяжелое положение армянского народа, гнет персидско-турецких завоевателей, ненависть к ним и упорное стремление к освобождению, надежды на помощь России.

Рубрика: Народы Кавказа | |

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ