февраля 13, 2009

Своей    монеты
у кабардинцев   не    было,    торговля    была    преимущественно    меновая.
В Кабарду поступали русские деньги, но денежное обращение не было
развито   и   штрафы   выплачивались,    как    и   ранее,    скотом   - воламиг
быками,— а также «ясырями», т. е. пленными рабами 1.
Велись также торговые сношения с Дагестаном и через Дагестан с Закавказьем, с одной стороны, и с Крымом — с другой. Через Дагестан поступали для феодальной верхушки шелковые и бумажные ткани, сафьяны, из дагестанского аула Кубачи и из Крыма шло огнестрельное оружие, вывоз которого на Кавказ из России был запрещен; из Крыма привозились также бумажные и шелковые материи, пряденая бумага, пряности. Обмен с Крымом шел в значительной степени за счет работорговли. С основанием Кизляра закавказские товары стали поступать в Кабарду преимущественно через кизлярских торговых армян.
К XVIII в. в Кабарде сложились своеобразные феодальные отношения, сильно осложненные патриархальными пережитками Натуральный характер хозяйства обусловливал крайнюю политическую раздробленность страны. В 1748 г. в Большой Кабарде было более 20 владетельных князей, в Малой Кабарде — 12. В течение XVIII в. произошло разделение владельцев Б. Кабарды на две враждебные «партии» — Баксан-скую (в районе р. Баксана) и Кашкатовскую (в районе Кашкатау на р. Череке).
Бесконечные распри владельцев вели к междоусобным войнам, вынужденным переселениям жителей кабардинских «кабаков», нашествиям крььмских и калмыцких ханов, к военной помощи которых те или иные князья прибегали в борьбе с противниками. Обычай выбора старшего князя для Кабарды сохранялся,— например, в 1730—1740 гг. таким был князь Большой Кабарды Росланбек Кайтукин; однако это звание давало не столько реальную власть, сколько знаки «наружного почтения»; по временам бывало два «старших князя» — для Большой и Малой Кабарды 1.
Кабардинские 'князья и мурзы составляли верхний слой феодального класса: не только зависимые крестьяне, но и дворяне — военные слуги князей — не имели права поднять руку на князя, даже во время битвы.
Распространенный в Кабарде патриархальный обычай большой семьи предписывал, чтобы после умершего князя «всеми подданными владел старший брат, а если братьев нет, то старший сын», «а протчие умершего отца дети должны жить при том их большем брате и содержание свое получать от него...». Сведения XVIII в. дают примеры распада больших княжеских семей, выдела сыновьям деревень, раздела «подданных» и «холопов» на паи 2.
Княжеские вассалы, уорки-уздени, разделялись на несколько категорий. Известные по источникам изучаемого времени фамилии первостепенных узденей — тлакотлешей (Анзоровы, Куденетовы, Тамбиевы, Коголко-вы и др.) и второй степени — деженуго (Даотоковы и др.) повторяются в XIX в. Эти уздени владели населенными деревнями В 1753 г. упоминается деревня Танби, 15 деревень Куденет, 14 деревень Анзор 3. Как уор-ки высших категорий, так и рядовые уорки были «вольны в выборе себе владельца» или сюзерена.
Зависимыми от феодалов группами населения в Кабарде были: крестьяне-общинники — тльфокотль («черный народ» по терминологии русских источников), крепостные крестьяне—чагары («работные люди») и рабы («холопы»). Крестьяне платили натуральную ренту феодалам и выполняли в их пользу барщинные повинности, особенно многочисленные у крепостных крестьян; эксплуатация нередко прикрывалась патриархальной формой «помощи» и приношений. Кабардинское крестьянство страдало также от набегов крымских ханов и их поборов.
В XVIII в. вместе с ростом эксплуатации классовая борьба принимает резкие формы. Уже в первой половине XVIII в. наблюдается явление, которое позже привело к ряду конфликтов между кабардинскими феодалами и русским правительством: «холопы» кабардинских феодалов бегут в русские поселения. Как и ранее, холопы-мусульмаие обычно выдавались прежним владельцам, христиане оставлялись за выкуп 1. Злоба и ненависть простого народа к феодалам нашла яркое отражение в кабардинском фольклоре2.
Одной из особенностей социально-экономического развития Кабарды, как и других народов Северного Кавказа, была живучесть патриархальных пережитков. Сохранялась большая семья, в особенности у кабардинского крестьянства, а также аталычество, т. е. обычай отдавать детей на воспитание в чужие семьи и связанное с ним значение молочного родства. Для феодального класса этот патриархальный пережиток являлся одной из форм укрепления своего господства. Дети феодалов отдавались в семьи, стоявшие ниже по социальной лестнице; при неразвитости административного устройства аталыки — дядьки и молочные братья выполняли поручения князей как доверенные лица 3.
Оставался в силе обычай кровомщения, который вел к передававшейся из поколения в поколение вражде, а иной раз — к переселению целой деревни на новое место из-за угрозы кровной мести.
В зависимости от кабардинских феодалов находились некоторые соседние народы.
По записанному в середине XVIII в. преданию, жившие сначала в верховьях р. Кубани, а затем р. Кумы шесть родов абазинцев стали платить дань кабардинским князьям при князе Казые Пшеапшокове, княжившем во второй половине XVI и в начале XVII в. В первой половине XVIII в. абазинцы давали также «подарки» лошадьми кубанским сераскирам в крепость Копыл на Кубани. Между кабардинскими князьями и крымскими ханами из-за абазинцев шла постоянная борьба. В 1732 г. абазинцы были уведены крымцами на Кубань, в 1738 г., во время русско-турецкой войны, снова возвращены кабардинцами на р. Куму1.
К югу от Кабарды кабардинским князьям еще в XVI в. удалось поставить в зависимость от себя живших в горах осетин и некоторые другие племена. Жители гор «по тесноте их гористых мест» терпели крайний недостаток в пахотной земле и пастбищах. Кабардинские селения закрывали выход на равнину; жившее преимущественно скотоводством (овцеводством) горское население нуждалось в том, чтобы «через несколько в году месяцев» пасти свой скот «в кабардинских угодьях». Князья Малой Кабарды контролировали также основной путь через перевал в Закавказье по Дарьяльскому ущелью. Зависимость осетин выражалась в уплате дани натурой, чаще всего овцами (по барану с двора), и в обязанности принимать князей с их свитой во время поездок, сопровождавшихся часто насилиями и захватом скота и людей.

 

Рубрика: Народы Кавказа | |

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ