февраля 13, 2009

Ярким выразителем идей русско-кабардинской дружбы был в первой половине XVIII в. Джабага Казаноков, память о нем сохранена кабардинским фольклором. Любопытна фигура Шаваз-Гирея Кудеыетова, который, пробыв долгое время в аманатах, не только говорил, но и читал и писал «по-российски». Из кабардинцев, выехавших в первой половине XVIII в. па русскую службу, надо особенно отметить кн. Александра Бековича-Чер-касского; его брат Эль-Мурза служил в Терской крепости, затем в крепости Св. Креста и в Кизляре и был начальником нерусского населения этого края. Потомки кабардинских князей, выехавших на русскую службу еще в XVII в., к XVIII в. обрусели и влились в ряды русского дворянства. Из них в первой половине XVIII в. наиболее выдающимся был канцлер А. М. Черкасский 2.
В 1740-х годах началась деятельность миссии по обращению осетин в христианство, состоявшей в первые десятилетия исключительно из грузинских духовных лиц. Русское правительство уделяло этому вопросу большое внимание, особенно в связи с тем, что через Осетию проходил главный перевальный путь в Грузию, а также в связи с дошедшими до Петербурга сведениями о рудных богатствах осетинских гор.
В первые десятилетия XVIII в. в Азербайджане н Дагестане начались восстания против господства шахской Персии. Восстания эти, носившие в Азербайджане, а частью и в Дагестане черты антифеодального движения, были использованы турецким правительством в своих целях: султанская Турция стремилась захватить Закавказье и продвинуться к Каспийскому морю и в Дагестан. Здесь Турция опиралась на поддержку суннитского духовенства, разжигавшего по указаниям из Константинополя религиозную вражду суннитов к иерсахМ — шиитам, и вошла в сношения с некоторыми местными  феодалами К
Продвижение султанской Турции к прикаспийским областям было одной из главных причин Персидского похода 1722—1723 гг. Еще до похода, путем переговоров и выдачи жалованья, удалось привлечь на сторону России ряд дагестанских владельцев и в их числе тарковского игамхала Адиль-Гирея; другие заняли резко враждебную позицию. Л 1722 г. Дауд-бек мускурокий ездил в Константинополь, где был назначен ханом Ширвана и Шемахи, а в 1727 г. получил и турецкое звание двухбунчужного паши. Между Дауд-беком и кази-кумухским ханом Сурхаем, который также придерживался турецкой ориентации, шло соперничество из-за обладания богатой Шемахой. В 1728 г. Сурхай добился устранения Дауда и в свою очередь получил от султана Шемаху, богатое жалованье и звание трехбунчужыого паши. Между тем, по словам побывавшего в 1722 г. в Дагестане иностранного путешественника, сам народ «презирает и шахов, и султанов» 2.
В результате Петербургского договора 1723 г. и Константинопольского — 1724 г. Дагестан был присоединен к России. Русские гарнизоны находились в Дербенте и крепости Св. Креста. Местные владельцы сохранили право управления и сбора доходов в своих владениях при условии выдачи аманатов. Исключением было шамхальство, где достоинство шам-хала было упразднено, а шахмал Адиль-Гирей сослан в Колу Архангельской губ. за выступление против русских. Некоторым владельцам выдавалось жалованье, чтобы «приласкать» их.
В 1735 г. русские отряды ушли из Дагестана по договору, заключенному с шахом Надиром в Гандже. Персидский поход 1722—1723 гг. и временное присоединение Дагестана к России предотвратили захват прикаспийских районов султанской Турцией в период резкого ослабления шахской Персии.
1730-е годы и начало 1740-х годов были временем героической борьбы народов Дагестана против агрессивных действий шаха Надира. Целью его зинских духовных лиц. Русское правительство уделяло этому вопросу большое внимание, особенно в связи с тем, что через Осетию проходил главный перевальный путь в Грузию, а также в связи с дошедшими до Петербурга сведениями о рудных богатствах осетинских гор.
В первые десятилетия XVIII в. в Азербайджане н Дагестане начались восстания против господства шахской Персии. Восстания эти, носившие в Азербайджане, а частью и в Дагестане черты антифеодального движения, были использованы турецким правительством в своих целях: султанская Турция стремилась захватить Закавказье и продвинуться к Каспийскому морю и в Дагестан. Здесь Турция опиралась на поддержку суннитского духовенства, разжигавшего по указаниям из Константинополя религиозную вражду суннитов к иерсахМ — шиитам, и вошла в сношения с некоторыми местными  феодалами.

Рубрика: Народы Кавказа | |

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ