февраля 13, 2009

В конце XVII в. со стороны отдельных казахских ханов была сделана попытка официально закрепить бесправие рабов. Согласно «Законам хана Тауке», раб не мог жаловаться на своего хозяина; владельцы получали над рабами неограниченное право жизни и смерти К Тем не менее рабство в Казахстане в конце XVII и первой половине XVIII в. сохраняло патриархальный характер: имело место усыновление рабов; по истечение некоторого срока обычно кул получал от своего хозяина юрту, обзаводился семьей и небольшим количеством скота, продолжая работать на феодала. Таким образом, за счет рабов до некоторой степени увеличивалось количество феодально-зависимого населения, труд которого считался более выгодным.
Господствовавший класс феодалов состоял из баев, биев, батыров, султанов и ханов.
В аулах все более расширяли свое экономическое господство баи. Они составляли наиболее многочисленную группу эксплуататорского класса. В их хозяйстве все больше практиковались отработки бедняков, увеличивались феодальные поборы. В руках баев концентрировалось огромное количество скота; упрочивалась база их менового торга со среднеазиатскими рынками.
Укреплялось материальное положение биев, представлявших собой административную и судебную власть в общинах. Являясь привилегированной группой патриархально-феодальной знати, бии широко использовали принадлежавшее им право распоряжения кочевьями в пределах подвластных им общин, узурпируя таким образом лучшие пастбища. В пользу биев поступала часть зякета и ушура; с конца XVII в. стала обязательной судебная пошлина в пользу бия (бийлык), составлявшая 7ю часть иска 2. Разрешая земельные споры, имущественные, уголовные и брачно-семейные дела, бии получали значительную долю аипов и куиов 3, взыскиваемых с ответчиков. Расширяя свои судебные функции и опираясь на обычное право, бии требовали всякого рода взысканий в свою пользу. Человек, оскорбивший бия словами, обязан был заплатить штраф в пользу бия. Вий получал особое взыскание в свою пользу, если обвиняемый категорически не хотел давать показаний по своему делу4.
Бии использовали с большой выгодой для себя систему «дарений». Взыскания штрафов и «подарки» биям превращались в вымогательство и ограбление трудящегося населения.
В феодальной иерархии казахского общества первой половины XVIII в. бии являлись наследственной феодальной верхушкой рода, так как выборы биев утратили свое прежнее значение. Некоторые бии (Букенбай,Есет, Джаныбек), ставшие крупными феодалами, достигли большого влияния и власти .
Укрепилось социально-экономическое положение батыров — военачальников отдельных частей ополчения: многие батыры в начале XVIII в. были крупными феодалами, владевшими обширными пастбищами и многочисленными стадами.
Усилению общественной роли батыров в первой половине XVIII в. способствовали военные успехи, достигнутые в борьбе с джунгарскими феодалами. Нередко батыры стремились захватить управление теми родами, которые они возглавляли во время военных походов, т. е. получить власть бия. Добившись ее и опираясь на вооруженную силу (отряды джигитов), батыры все более усиливали феодальный гнет  в подвластных им аулах.
Султаны, считавшие себя потомками Чингис-хана, являлись крупнейшими феодалами. Звание султана было наследственным; из среды султанов выбирались ханы.
Каждое султанское владение состояло из нескольких родов, причем власть султана определялась количеством кибиток (семей) зависимого от них населения. Некоторые султаны владели несколькими тысячами кибиток.
В пределах своих владений султаны пользовались административной, судебной и военной властью. Однако в конце XVII и в первой половине XVIII в. султаны в массе своей уже не играли крупной роли в общественной жизни.
Ханы, стоявшие наверху феодальной лестницы, являлись правителями отдельных ханств, которых было по нескольку в каждом из трех жузов 2. Это положение давало ханам широкую возможность распоряжаться всеми землями и пастбищами в пределах всего ханства, чем обусловливалось их взаимоотношение с широкими массами населения. Наряду с регулярными налогами (зякетом и ушуром) источниками доходов хана были многочисленные эпизодические поборы скотом, так называемые «добровольные» приношения, судебная пошлина — «ханлык» и пр.
Усиливалось влияние представителей мусульманского духовенства — ходжей, главным образом в южных районах, и мулл. «Не радуйся, что пришел ходжа, он наложит на тебя налог»,— говорит казахская пословица. В пользу мусульманского духовенства поступала часть зякета и ушура. Разъезжая по казахским аулам, ходжи совершали богослужение, попутно занимались гаданьями по корану, выгодной продажей различных талисманов. Внедряя идеологию ислама, ходжи проповедовали покорность и повиновение феодалам, закрепляли эксплуатацию трудящегося населения.

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ