февраля 13, 2009

Чтобы заставить феодально-зависимое население нести всякого рода повинности, казахские феодалы широко применяли внеэкономическое принуждение. Формы его были самые разнообразные: вымогательство и всякого рода насилия при взыскании податей, нередко сопровождавшиеся массовым отгоном скота, разорением аулов и пр. В этих расправах участвовали султаны со своей дружиной, батыры с вооруженными отрядами джигитов и ходжи.
Все более обострялись классовые противоречия и классовая борьба между феодалами и трудящимся населением. Наиболее распространенной формой классовой борьбы была откочевка. Нередко крестьяне-скотоводы откочевывали от своих феодалов, протестуя таким образом против угнетения. В целях заимки лучших стоянок во время перекочевки крестьяне скотоводы начинали перекочевку самовольно, не дожидаясь распоряжения бия. Совершались перегоны скота на зимовки феодалов.
Нередко бедняки угоняли скот из стада богачей. И ни судебные разбирательства, ни строгие наказания за «воровство» скота 1 не могли предотвратить этого явления.
На обострение классовой борьбы в конце XVII в. указывают также нормы обычного права, пытавшегося путем всевозможных взысканий и штрафов за оскорбления представителей феодальной верхушки пресечь выступления казахских трудящихся против власти и произвола феодалов.
Казахстан в конце XVII — начале XVIII вв. был политически раздробленной страной. При слабом развитии производительных сил и товарно-денежных отношений, при отсутствии крупных экономических центров — городов в Казахстане не могло образоваться централизованного государства. Казахские жузы были непрочными государственными образованиями. Между ними не сложилось устойчивых экономических и политических связей. Особенно слабы были связи Младшего и Среднего жузов со Старшим жузом.
Феодальная раздробленность жузов все более усиливалась. В каждом жузе было несколько ханств, распадавшихся на роды и аулы, во главе которых стояли бии (старшины). Султаны и бии соперничали между собой, стремясь к экономическому и политическому обособлению. Добиваясь ханской власти, султаны враждовали друг с другом. Укрепляя институты патриархально-феодального государства (совет и собрания биев), бии старались подчинить им ханскую власть. Ватыры стремились захватить функции управления биев. В ходе феодальной борьбы в конце XVII — первой половине XVIII вв. усиливалась политическая роль биев, упрочивались их феодальные права, расширялась сфера их влияния.
В целях укрепления ханской власти и обеспечения внешней безопасности отдельными казахскими ханами делались попытки объединения жузов.   К   этому  была   направлена   внутренняя   политика  ханов   Тауке (1680—1718) и Абулхаира (1729—1748) . Но хозяйственно-политические связи между жузами оказались недостаточными. Отсталая и крайне неустойчивая экономика Казахстана не могла стать основой для объединения жузов. В казахских ханствах не было прочного государственного аппарата и постоянного войска. Феодальные усобицы и раздробленность достигли большой степени при слабых преемниках хана Тауке. Хану Тауке наследовал его сын Болат (1718—1730), но власть этого хана была почти номинальной. Во время правления Болата усилились сын Тауке Каип и султан Абулхаир. Правление Каина было недолговечно и (вскоре его сменил Абулхаир. Однако власть Абулхаира, ставшего ханом, не распространялась на весь Младший жуз. В низовьях Сыр-Дарьи фактически был владельцем непримиримый враг Абулхаира султан Батыр. В Среднем жузе было одновременно два хана — Семеке и Кушук; обособились также владения других 'султанов. В борьбе за власть эти султаны не хотели признавать Абулхаира ханом.
Феодальные усобицы сопровождались взаимными набегами враждовавших феодалов и тяжело сказывались на хозяйстве казахских трудящихся; феодалы угоняли скот, разоряли аулы, совершали всякого рода насилия над мирным населением.
Укреплению феодального базиса служила надстройка и, в частности, казахское обычное право (адат), которое должно было охранять и укреплять феодальную собственность и патриархально-феодальные отношения, узаконивало всевозможные формы эксплуатации трудящихся. Феодальная верхушка старалась сохранить те нормы казахского обычного права, которые наиболее соответствовали ее классовым интересам.
Для закрепления своих феодальных прав и феодальных повинностей господствовавший класс пользовался также мусульманским правом. Нормы шариата, регулировавшие право собственности, порядок наследования, семейно-брачные отношения, особенно широко были распространены в южных районах Казахстана. Казахское обычное право помогало феодальной знати защищать свои интересы, маскируя развивавшуюся феодальную собственность па землю общинными формами землепользования, прикрывая возраставшую эксплуатацию трудящегося населения «родовой помощью» и другими патриархальными институтами.
В целях защиты и утверждения привилегий и прав господствующего класса в начале XVIII в. были составлены «Законы хана Тауке»2 (известные под названпем «Жеты жарга»). «Законы хана Тауке» представляют собой кодификацию издавна сложившихся норм обычного права, приспособленных к требованиям феодальной экономики и феодальных отношений.

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ