февраля 13, 2009

С присоединением Казахстана к России была ликвидирована опасность порабощения казахского народа Джунгарией. Включение казахов в состав Русского государства открывало возможность широкого проникновения в Казахстан более передовой экономики и культуры. Создавались условия для перехода к более высоким формам хозяйства: к интенсивному скотоводству, к земледелию и оседлому быту.
Была нарушена патриархальная замкнутость казахского хозяйства. Казахстан включался во всероссийский рынок. Под воздействием экономики России в Казахстане быстрее разлагались отсталые патриархальные отношения, было уничтожено рабство, изживалась феодальная раздробленность, была ликвидирована ханская власть.
Казахский народ приобщался к русской культуре, сыгравшей в дальнейшем большую роль в развитии культуры казахского народа . Влияние русской культуры ослабило воздействие идеологии мусульманского Востока. В условиях замкнутого кочевого хозяйства и господства патриархально-феодальных отношений самобытная культура казахского народа развивалась очень медленно. Тип жилища, формы одежды и другие объекты материальной культуры были обусловлены устойчиво сохранявшимся кочевым бытом.
Обычным жилищем рядового казахского скотовода была переносная юрта с деревянным остовом, состоящим из решетки (кереге) и верхнего круга (чаирак), покрытая войлоком. Эго жилище со всем его внутренним убранством и имуществом строилось трудом семьи. Бедняки нередко жили в шалашах (курке), состоявших из двух решеток. Просторная феодально-байская юрта с резной двухстворчатой дверью отличалась богатым внутренним убранством. Таким образом, в материальной культуре отражалось имущественное неравенство казахского аула.
Одежда, сшитая в большинстве случаев из материалов домашнего производства, устойчиво сохраняла свои традиционные формы: мужская шуба из овчины, бешмет и чекмень из армячпны, сапоги из козловой кожи (ичиги), кожаные галоши (кебис), мужская шапка «тумак» из лисьего или овечьего меха с длинными наушниками, женский головной убор «киме-шек» и др.
Самобытным было прикладное искусство казахов, а именно: художественная обработка кошм для внутреннего убранства юрты («текеметы» и «тускиизы»), художественное ткачество, выделка ковров (алаша), узких полос для стягивания остова юрты (бау), обработка металла (украшения для женского костюма, сбруи и холодного оружия), резьба по камню на могильных памятниках и по дереву (сундуки — кебеже, двери юрты и пр.), резьба по кости (украшения музыкальных инструментов и некоторых предметов домашнего обихода), тиснение по коже, роспись по дереву и камню. Таким образом, прикладное искусство казахов было довольно разнообразно по своей технике.
Духовная культура казахского народа была опутана патриархально-родовыми пережитками, переплетавшимися с нормами казахского обычного права (адат), мусульманского религиозного права (шариат) и пережитками домусульманских религиозных верований  (шаманизм).
Господство патриархально-родового быта особенно сказывалось в семье, где женщина-казашка целиком зависела от мужа — главы семьи и его родственников. Тяжелыми оковами семейно-брачных отношений были: ранние браки (женщины от 13—14 лет, мужчины — несколько старше), экзогамия, амангерство (брак вдовы с братом умершего мужа), сорорат (женитьба на младшей сестре умершей жены), калым, многоженство (преимущественно  в зажиточных семьях) и пр.
Грамотность стояла на низком уровне: грамоте могли обучаться лишь дети состоятельных родителей; обучение носило религиозный характер; учителями были служители культа — муллы и ходжи. Обучение письму происходило на трудном по своему начертанию арабском алфавите.
Самобытным и разнообразным было устное творчество казахов: свадебные и другие песни, эпос, сказки, легенды, пословицы, поговорки и пр. Основная тема свадебных песен («жар-жар», «бет-ашар» и др.)—расставание девушки с родным домом и аулом, наставления по ее приходе в дом мужа, внушения ей безусловной покорности.
В отдельных произведениях героического эпоса выражаются стремления народных масс, воспеваются любовь к родине, мужество в борьбе с джунгарскими завоевателями («Комбар-батыр») и с «подвигами» феодальной знати, в то время как эти «подвиги» воспевались в эпосе феодальных акынов.
В произведениях лирико-бытового эпоса («Козы-Корпеш и Баян Слу» \ «Кыз-Жибек») впротивовес деспотизму семьи, возглавляемой отцом-феодалом, утверждается право на личное счастье.
0  трудовой деятельности народа повествуют бытовые сказки. В много-численных пословицах и поговорках отображен трудовой опыт кочевника-скотовода.
Рождение многих памятников казахского фольклора тесным образом связано с музыкально-инструментальным творчеством, обычно сочетавшим исполнение песни (нередко импровизации) с игрой на народном инструменте (домре).

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ