февраля 13, 2009

На жалобы делегации бухарские феодалы ответили весьма грубо и в ходе дальнейших йереговоров обнажили мечи. Тогда горожане схватили камни и палки и выгнали бухарских феодалов из города: «С трудом выбрались бухарские воины из города и кинулись в бегство без оглядки»,— сообщается в одном из современных источников. «Они удирали с такой быстротой, что два перехода совершали за один день и не имели времени даже сварить себе пищу. Всю дорогу их гнали догонявшие сзади хисар-ские юзы». Горожане-каршинцы позднее ядовито спрашивали: такие богатыри, вооруженные с головы до ног, почему бежали, как козлята от волка? 2
Таким образом, даже в таких отдаленных городах, как Хисар, к началу XVIII в. сложилось многочисленное торгово-ремесленное население, поднявшееся на защиту своих интересов против феодального бухарского войска.
Поскольку инициатива в восстании принадлежала простым горожанам (фукаро), выступившим с палками и камнями, в этом эпизоде можно видеть новый для того времени элемент борьбы горожан против феодалов-завоевателей. Горожане смогли прогнать феодалов благодаря массовости и неожиданности своего выступления.
В 1708 г. в Бухаре произошло городское восстание против Убайдуллы хана, который предпринял невыгодную для горожан денежную реформу Ханское казначейство выпустило в обращение низкопробную, неполноценную монету, а городские торговцы в виде протеста прекратили торговать на базарах. Городская беднота, лишенная в связи с этим продуктов для своего ежедневного пропитания, огромной толпой атаковала ханский дворец, бросая камни в ворота крепости («арка») и требуя отмены реформы. Восстание было разгромлено, его предводители повешены, и торговцы принуждены были открыть торговлю на новые деньги1.
Политическая история Узбекистана первой половины XVIII в. заполнена непрекращавшимися феодальными войнами и восстаниями местных владетелей против попыток феодальной централизации, безуспешно предпринимавшихся ханами. Характерные в этом отношении события произошли в 1709 г.
Эмиры во главе с аталыком Ма'сум-ходжей выразили несогласие с назначением на пост правителя Самарканда Негматуллы бия наймана и открыто поставили хана перед необходимостью выбирать между ними и Негматуллой. Чтобы заставить хана считаться с ними, эмиры демонстративно не явились на курунуш, т. е. на прием в ханском дворце.
Когда о самаркандских событиях узнали в Бухаре, там тоже началось волнение. Оставленный в Бухаре наместник Худоёр парвоначи вызвал из Каракуля войско кочевников и поставил его лагерем в центре города, у ворот арка. Распространились слухи о намерении Худоёра совершить государственный переворот, свергнуть Убайдуллу хана'и передать власть его брату Абулфайзу. В городе началось смятение 2.
Для прекращения волнения и воздействия на непокорных феодалов было привлечено духовенство. Его представители призывали эмиров прекратить неповиновение хану. С другой стороны, Убайдуллу хана уговорили отослать Негматуллу бия в отдаленное место. При этом представители духовенства обещали хану поднять против непокорных феодалов народ, следовательно было известно о ненависти последнего к эмирам и вообще к феодалам.
В конце концов Убайдулла хан был вынужден пойти на компромисс, отозвал Негматуллу из Самарканда и отправил его правителем в Термез3.
Убайдулла хан имел некоторое количество собственных войск, но их было недостаточно, и поэтому бухарское правительство в военном отношении находилось в зависимости от эмиров, предводителей кочевых племен.
Стремясь ослабить влияние крупных феодалов, Убайдулла хан отстранял представителей родо-племенной знати от управления государством, окружал себя людьми, «связанными с базаром» 4, и назначал на высшие посты незнатных и даже рабов; так, например,  на должность кушбеги,фактического ханского везиря и главы правительства, Убайдулла назначил Туракула — калмыка, бывшего раба. Такая политика хана вызвала сопротивление и светских и духовных феодалов.
Убайдулла хан не посчитался даже с влиятельными шейхами Джуй-бари, которые были крупнейшими духовными феодалами-землевладельцами и предпринимателями в Бухарском ханстве. Хан посягнул на их старинные землевладельческие привилегии, отменив налоговый и административный иммунитет, которым они пользовались издавна.
После этого к заговору вотчинников присоединились шейхи Джуй-бари; в результате был совершен переворот. Хан был убит (1711), феодальная раздробленность в стране еще больше усилилась.
Посаженный на трон самими феодалами Абулфайз хан был в полной от них зависимости. Чины и государственные должности распределялись аристократами без участия хана !. Междоусобные войны феодалов из-за земель и из-за высоких должностей развернулись с большой силой. Именно в это время феодальная раздробленность достигла наибольшей степени, и фактически ханство распалось на отдельные, почти независимые феодальные владения, враждовавшие между собой.
Вскоре после воцарения Абулфайзу пришлось столкнуться с неподчинением одного из правителей — вождя племени кенегес, Иброхим бия. Изгнанный горожанами из Бухары, Иброхим бий бежал к своим соплеменникам в Шахрисябз. В 1719 г. он снова поднял кенегесов против Абулфайз хана.

Разделы

Партнеры сайта

МЕНЮ